Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан или не галопом по не Европам.

65 стран объездили, а у своих ближайших соседей не были. Нехорошо как-то, подумали мы и решили это исправить. 
Первый сосед на очереди и ближайший по расположению — Казахстан. А вообще план такой:
1. Казахстан. Караганда.
2. Казахстан. Астана.
3. Казахстан. Алматы.
4. Кыргызстан. Бишкек.
5. Узбекистан. Ташкент.
6. Узбекистан. Самарканд.
7. Узбекистан. Бухара. 

3 октября 2024. Казахстан. Караганда.

В Караганду приехали поездом из Челябинска, почти сутки в дороге. Почему не самолетом? Самолёт только Эмбрайер, винтовой и что-то нам его вид не понравился…
Перед границей с Казахстаном, прямо в вагоне русский таможенник нам поставил штампы о выезде, а после границы уже казахские таможенники большой группой оккупировали вагон, проводили тщательный шмон с открытием всех укромных мест и даже потолков. После небольшого допроса нам поставили штампы о въезде. Надо признать, что оборудование у казахской таможни было не в пример лучше нашего, миникомпьютер со сканером паспорта.

В 9 утра мы на вокзале Караганды.

По местному так правильно и произносится «Караганды». И делать здесь, в общем-то, нечего. Пожалуй единственная причина приезда сюда, с детства слышимая постоянно крылатая фраза «Где, где? В Караганде!» Сейчас выражение не актуально, так как «Где, где, в Караганды!» совершенно не звучит. Но мы то из СССР, так что будем по старинке использовать старые названия. Караганда и Алма-Ата, а не Алматы. 
В городе даже поставили памятник этой фразе. Установлен он, правда, на территории трактира, но подойти к нему можно. Видимо для заманухи хозяин трактира поставил. В самом трактире можно купить аналогичный сувенир из глины за 10000(2000р) тенге и кружку за 3000 (600р.).


Пешком идём прямо от вокзала по ​проспекту Бухар-жырау до банка Каспи, где меняем 500 евро на 265600 тенге, нужен только паспорт, мы везде использовали загранпаспорт. Нашей купюре в 500 евро банкирша очень удивилась, долго её разглядывала, прогоняла через детектор и даже подозвала свою коллегу посоветоваться, а бывают ли вообще такие  или она из банка приколов. Не балуют их такими купюрами видимо.
Здесь на небольшом пятачке собрание банков, а именно 8 штук, но Kaspi там типа нашего Сбера.

Рядом с банком, в киоске на остановке купили симку Теле2 за 5890 тенге, где с переводом минут в гигабайты получилось 45гб и 10 минут. Можно было и подешевле взять тариф, около 5 гигов израсходовали в итоге, ни в чем себе не отказывая.


Далее идём в Краеведческий музей. В каждом областном городе должен быть краеведческий музей. И он таки есть.

Но он неожиданно оказался на ремонте и именно с сегодняшнего дня, о чём нам сообщила вахтерша на русском языке, но с акцентом. Я посетовал, что буквально специально из России приехал чтобы насладиться экспонатами вашего музея, а тут такая досадная неприятность. Вахтерша позвала какую-то женщину помоложе, видимо директора музея и та, увидев отчаяние на наших русских лицах разрешила нам пройти. И не зря, я практически спас их музей. Там отопление запускали как раз. Везде бегали и орали сотрудники и рабочие. И в одном из залов я услышал знакомое журчание воды  за панелями, которые прикрывали радиатор. Ослабла «американка», они всегда так делают, вода грозила в скором времени затопить бесценные экспонаты. Я обратил на это внимание одного из сотрудников и жернова спасения музея закрутились. Прибежал сотрудник с разводным ключом.
Билеты по 500 тенге, то есть 100 рублей. Музей относительно небольшой, но интересный и стоит посещения.


Заселились в квартиру, как всегда пройдя небольшой квест с получением ключей из сейфика на двери. Деньги за проживание, списавшись с хозяйкой, оставили на столе, она заехала и забрала когда нас не было. Обошлось 2600 рублей за одну ночь.


За проезд в автобусе в Караганде платят транспортной картой или банковской, но у нас не было никакой, наш Мир не проходил, платили наличкой водителю по 200тенге за каждого, то есть около 40р. По карте бы получалось150 тенге.
Посетили Собор Пресвятой Девы Марии. Католический, новенький, с иголочки храм, красивый, оргАн имеется даже. Интересно, кто вложился, подозрительно шикарно выглядит и диссонирует с окружающей действительностью…

Рядом находится центральная мечеть Анет баба. Тоже неплохая, стоит посетить, даже женщинам можно зайти, на третий этаж только правда, в своё отделение. На первом этаже  зал бракосочетаний, столовая, комнаты омовения мужчин и женщин с гардеробными. на втором этаже мужской молельный зал на 3200 человек, на третьем — женский молельный зал на 800 человек. Открытие мечети состоялось 2011 году с участием отгадайте кого… правильно, Назарбаева.


Дальше едем на вокзал, где покупаем билеты на электричку до Астаны на завтра в 6-15. 2770 тенге за билет, в пути 4 часа.
На этом наша околокультурная программа в Караганде была выполнена.
Утром встали в 5 и пешком 3 км дошли до вокзала, так как с такси нам не повезло накануне, мы не стали рисковать. То колесо проколол и отменил заказ, то приехал на другую улицу и включил счётчик ожидания…ну их.

4 октября 2024. Казахстан. Астана.

Приехали на старый вокзал Астана-1 в 10 утра. На автобусе 26, остановка метрах в 200 слева от вокзала, на другой стороне дороги, доехали до апартаментов в новом жилом комплексе Tandau. Связывались также по ватсапу. Также прошли квест с ключом в сейфе и получили на 3 ночи шикарную однокомнатную квартиру с огромной кухней за 45000 тенге. Заплатили тоже наличкой, так как переводом не получилось, ошибки, сбои, попробуйте позже и т.п.


В Астане в автобусе надо платить только картой или QR. Можно зачислить деньги на счёт телефона у нас был tele2 и оплачивать по qr-коду из приложения оператора, стоимость проезда 110 тенге, дешевле, чем в Караганде, примерно 22 рубля. Оплачивать надо, контролёры ходят постоянно, проверяют иногда по два раза за поездку.
Астана, конечно, от Караганды далеко ушла. Видно, что прикладываются немалые усилия, чтобы город выглядел современно и круто. Но также видно, если присмотреться придирчивым взглядом, что кроме денег нужны мозги, а с ними напряженка.
Но в центре шикардос.


Монумент Астана Байтерек. Пожалуй главная достопримечательность города. Высота 102 метра, диаметр шара-яйца-солнца составляет 22 метра.
Строительство инициировано Нурсултаном Назарбаевым.

Согласно преданию, Байтерек — древо жизни, к которому стремится священная птица Самрук. Она укрывается в его высокой кроне, чтобы отложить золотое яйцо — Солнце, дающее жизнь и надежду. А в это время у корней древа затаился голодный дракон Айдахар, желая съесть яйцо. Так представлена вечная борьба добра со злом.
Подъем на верх, на смотровую площадку в шарике стоит 2000 тенге, есть лифт. Виды открываются неплохие. На верхнем этаже шара люди стоят в очередь чтобы сфотографироваться с оттиском руки Назарбаева. Надо сразу заметить, что в Казахстане культ этой личности представлен во всех проявлениях.

 

Рядом торговый центр Керуен, большой фудкорт, где даже нам нашлась еда. Продающая супы с лапшой девушка, на удивление, даже знала, кто такие веганы и что они едят. За 3000 тенге мы получили две большие тарелки лапши с овощами.


Прямо напротив нашего жилого комплекса удачно находился гипермаркет Анвар, где мы закупились продуктами. Дыня, правда, опять оказалась зеленой, не везёт мне с бахчевыми в этом году.

5 октября 2024. Казахстан. Астана.

Музей энергии будущего, территория выставки Экспо 2017. Работает с 10-00, билет 1500 тенге. Восемь этажей, на каждом отдельный вид возобновляемой энергии. Само здание музея уже очень оригинальное, не скажешь, что в нем помещается восемь этажей. Идеальной формы стеклянный шар с парой ветрогенераторов на верху.


Пытался поговорить с одним из многочисленных роботов, но он оказался туповат, о чем я ему и сказал без обиняков, так он обиделся и начал мне рассказывать кого называют тупым.

Провели там чуть более двух часов. Интересно, красочно, занимательно.
Ветрогенераторы, правда, не работают, а растения внутри искусственные, хотя света там предостаточно.

Рядом большой торговый центр Mega Silkway. Открылся в 2020, площадь 141 201 метров квадратных, 330 магазинов. Большой фудкорт. Но цены, как нам показалось, немного выше. Но это не удивительно, рядом отель Hilton, а по музею рядом с нами американцы ходили и по видеосвязи рассказывали кому-то за океаном, что тут всё на русском языке.


Несколько остановок на автобусе и идём в ботанический сад.
Сад пока представляет собой просто большое пространство с вело, бего и шагодорожками, засаженное молодыми деревьями. Если эти дубы все вырастут, то они, как мне кажется, своими корнями разломают все их красивые дорожки, уж очень плотно и близко к дорожкам они посажены.


Нам же, как не юным цветоводам, были интересны две оранжереи. Но в них был обед с 13 до 14. Пришлось подождать и послушать голосистого казахского певца с разнообразным репертуаром на разных языках с преобладающим казахским. Сцена была расположена на дорожке сада, вокруг собралась небольшая кучка подпевающих фанаток. Хорошо пел, громко, вживую, по пути рекламировал свой концерт на смеси казахского, английского и русского языков.


Вход в оранжереи платный, по 1200 тенге с носа. Одна с суккулентами, вторая с влаголюбивыми растениями. Небольшие помещения, но для любителей интересно. Апельсины у них там зрели, кумкват, кактусы большие, наверное десятки лет им.


Вечером сходили в оригинальный торговый центр Ханшатыр. Это 150 метровый прозрачный шатер, сваял его британский архитектор из полимерного материала с покрытием, благодаря которому внутри поддерживается постоянная температура +25 градусов. Площадь 127 тысяч квадратных метров. Уместилось многое. Магазины, супермаркет, банки, рестораны, фудкорт, аттракционы, даже «Башня свободного падения» в центре расположилась. На верхнем этаже по кругу ездит однорельсовый поезд, аттракционы для детей, аквапарк и Тираннозавр в полный рост. Вечером подсветка меняет цвета этой палатки-переростка, смотрится очень необычно, безусловно стоит посетить.

 

Несколько остановок на автобусе к башне Байтерек. Посмотрели на подсветку башни и окрестных буржуйских строений. Поющие фонтаны закончили свою работу 1 октября и теперь их закрывали фанерными щитами, консервируя на зиму, мы немного не успели.

6 октября 2024. Казахстан. Астана.

Мечеть Хазрет Султан вторая по размерам в Центральной Азии. Высота купола 51 метр, минареты по 77 метров. Открылась в 2012 году. Вмещает до 10 000 человек. Входить можно всем, женщинам только до главного зала, но и на краю зала можно полюбоваться шикарной хрустальный люстрой и огромным ковром ручной работы. На первом этаже, под молельным залом расположены различные бытовые учреждения. Магазин, помывочные, парикмахерская.


Дворец Мира и Согласия осмотрели издалека, пирамида симпатичная, но делать в ней нечего.
Площадь Казак ели с монументом независимости высотой ровно 91 метр, то есть год, когда Казахстан вышел из состава СССР.


Национальный музей республики Казахстан выглядит неплохо, но внутри смотреть особо нечего. Цена билета с типа золотым залом 1700 тенге.


Атырауский мост открыт в 2018 году, ведет он в большой Столичный парк культуры и отдыха. Парк большой, есть много дорожек, вкусняшек и развлекух для детей и взрослых. В это время уже многое не работало, ручей, который должен выливаться из большой чаши и струится по всей главной аллее парка пересох.

7 октября 2024. Казахстан. Алма-Ата

Сегодня летим в Алма-Ату. Авиакомпания Air Astana рейс 7052 в 9-05. Рейсовый автобус №10 идет до аэропорта и на остановку недалеко от нашего проживания пришел даже раньше, чем начинается его расписание, судя по 2Гис. Приехали в небольшой аэропорт Астаны, названный в честь, кого бы вы думали…

Регистрация у нас была пройдена онлайн и мы беспрепятственно прошли по qr кодам с телефона паспортный контроль. А вот если у вас ничего кроме электронного билета нет, то нужно приготовить 500 тенге за распечатку посадочного талона в автомате и 2000 тенге если вы не зарегистрировались онлайн. Попытались пройти в бизнес зал, хотя это была просто небольшая комната с креслами и поесть там было совершенно нечего. Но коды не считались у грубого юноши на ресепшене, так как сканер у него был дешёвый китайский, но он обвинял наши якобы нечитаемые коды, хотя по ним же мы прошли паспортный контроль без проблем. В общем, неприятный осадочек остался от аэропорта Астаны.
Но далее всё прошло благополучно, так как водила в самолете был русский и в 10-25 мы уже были в бывшей столице Казахстана, и крупнейшем его городе с населением в 2,2 млн. человек, Алма-Ате. С высоты она пока выглядела как большая деревня.

 

Первое, что нужно сделать в новом городе — это разобраться, на чем будем передвигаться и как это оплачивать.
Мы принципиально не платим аэропортовским и вокзальным таксистам, это наше непреложное правило. Иногда это сложно или далеко, но в Алма-Ате это просто и совсем рядом. Идем прямо из аэропорта 500 метров до остановки автобуса и там их множество в разные концы города.

Памятуя об оплате кодами из приложения Теле2 в Астане, мы смело сели в автобус, надеясь, что и здесь этот способ работает, страна то одна. Но не проканало. Коды в автобусе есть, но наше приложение никак не хотело их считывать. Оказалось, что здесь это не работает. Заплатили водителю наличкой по 200 тенге. Билетов нам не дали никаких конечно. Контролёр зашел, с контролерами у них всё нормально, их много и они очень активные, это мы уже поняли по Астане. Юноша русской наружности, сидевший напротив нас был со скандалом выдворен из автобуса, но у нас контролерша не спросила оплату почему-то.

В Алматы нужно купить карту ONAY и закинуть на неё деньги. Списываться будет по 120 тенге за поездку. Всего пара пунктов по продаже таких карт на весь город, один из них в торговом центре Алтын Тараз у ЖД вокзала Алматы-2, куда нам и пришлось доехать на такси из яндекс гоу, благо оно там недорогое, рублей 80 стоило.
Карта стоит 800 тенге, дважды не сработает, так что пришлось брать две карты. Деньги на неё можно закинуть здесь же, в пункте, но у нас получилось пополнить с баланса Теле2. В приложении есть такая функция, по номеру карты работает перенос средств. А на баланс Теле2 можно закинуть со своей банковской карты. Вот как-то так, через тернии к звездам…

Квартирка наша оказалась в доме со старейшим гастрономом Столичный. Списались с владельцем, сказали, что можем заселиться пораньше. По приезду получилось, что при нас уборщица выгоняла зажившихся четверых индусов, которые всё прокурили и сломали кресло. Мы оставили рюкзак и поехали.

Едем на Кок Тобе.  Как пишут на их сайте: «Кок Тобе — место отдыха для всей семьи! Царство кристально чистого воздуха, гостеприимства и неиссякаемого восторга. Парк «Кок Тобе» — один из символов города Алматы и всего Казахстана, расположенный на пике горы Кок Тобе на высоте 1 100 метров над уровнем моря, в 5 минутах езды от центра города.»  Лучше и не скажешь.)
Рядом с подъемником гостиница Казахстан. В городе с частыми землетрясениями построить сейсмостойкое здание в 26 этажей было не просто. Гостиница строилась в 1975—1977 годах. Здание признано памятником архитектуры и внесено в реестр республиканского значения в 1979 году. Со времени независимости и развала СССР здание много раз переходило из рук в руки и даже было несколько раз заложено практически в ломбард. Что-то пошло не так, в 2016 даже обрушилась смотровая площадка над рестораном. Но здание выглядит неплохо и сейчас, хотя с 2008 года уже не является самым высоким в городе.

Канатная дорога стоит не бюджетные 6000 тенге (1200р.) в две стороны и 3500 только наверх, 7 минут занимает подъем. Спуститься можно и пешком минут за 30, там хороший тротуар идет вдоль дороги.
Наверху несколько ресторанов, небольшой зоопарк с курами и оленем ну и смотровые площадки с видами Алматы. Памятник Битлам и старая телебашня тоже присутствуют.

Алматы переводится как Яблоневый. Поэтому яблоки здесь присутствуют везде. А сорт «апорт» нам понравился больше всех яблок, когда-либо нами попробованных.

8 октября 2024. Казахстан. Алма-Ата.

Собор в парке панфиловцев красивый и снаружи и внутри. Белки и голуби в наличии.

Зелёный базар изобилует соленьями, вареньями, фруктами и овощами. Знаменитые местные яблоки сорта Апорт мы купили по 600 тенге за кило, но дальше видели дешевле.

Прошли по местному Арбату, в утреннее время он не очень живой.


Торговый центр Мега шикарный, фудкорт большой и магазинов масса.

Музей искусств имени Кастеева ничем особо не удивил, но посетить можно.

Сувенирный магазин при музее. Цены не самые лучшие.

9 октября 2024. Казахстан. Алма-Ата.

Идем пешком. Алма-Ата большая, но центр, где интересности довольно компактен и легко можно обойти всё пешком.
Памятник Цою понравился. Находится здесь 43.249919° 76.949094°
В Алма-Ате есть своя Эйфелева башня, находится у французского центра.

Город окружен шикарными горами с шапками снега даже летом.

Площадь Республики у акимата, то есть мэрии. В 1996 году был открыт Монумент Независимости, который венчает фигура легендарного «Золотого человека». «Золотой человек» (Алтын адам) — это археологическая находка. В 1969 году на окраине города Иссык, что в 50 километрах от Алма-Аты археологи обнаружили останки сакского воина в золотых одеждах. Он почти идеально сохранился и учёные реконструировали его погребальный наряд. При нём нашли золотой кинжал, который впоследствии был признан мировым шедевром «звериного стиля». Золотого человека в Казахстане называют казахским Тутанхамоном из-за одежды и головного убора, расшитого золотыми бляшками. Изображённые на короне царевича крылатые кони-тулпары перенесли и на герб республики.

Ну и как же без оттиска руки Нурсултана Абишевича, он тоже присутствует, можно приложиться.

Подземный торговый центр Амали совершенно не живой. Всего 2-3 магазина открыто, остальное пустует.
Слева от мэрии находится центральный государственный музей. Красивое здание, но внутри смотреть тоже особо нечего.

 

На этом план поездки в Алма-Ату, да и сам Казахстан был выполнен. Алма-Ата понравилась больше всего. Очень зеленый город, множество парков, фонтанов, мест, где посидеть и он дружелюбен к пешеходам, тротуары почти везде хорошие, широкие и ничем не заставлены. Прокатились и на метро. Чистое и довольно современное, несмотря на небольшое количество станций, всего 11, людей в нем было много.
Сувениры мы нашли только в Цуме на третьем этаже. Проспект Жибек Жолы, 85. Спрашивали и на рынке и в городе в магазинах, нет, только в Цуме. Первые два этажа заполнены торговцами смартфонами и очень напоминают рынки в Китае. А вот на третьем магазинов 15 с сувенирами, они, конечно, перекликаются по ассортименту, но выбрать что-то оригинальное можно.
Охарактеризовать Казахстан сложно, как-то не запал он нам. Вроде пытаются они показать, что крутые они и независимые, в Астане особенно это желание отчетливо проступает, но чего-то везде не хватает чтобы в это поверить. Названия заведений, вывески поменяли на казахский язык согласно изданного Токаевым закона в 2021 году. Кое-где остались старые, на русском, где-то смесь языков на одном здании. Все говорят на русском, но объявление в транспорте только на казахском. Очень велико желание дистанцироваться всеми силами от нас. А надо ли… Бросилось в глаза большое количество ломбардов и нотариусов, причем обязательно в сочетании в одном доме. Иногда по несколько ломбардов в одном доме расположено и пара нотариусов. Такое впечатление, что все казахи постоянно, заверяют право собственности у нотариуса и тут же идут в ломбард чтобы что-то заложить. Так и осталось непонятым нами это явление. Но в принципе страна не бедствует, машины на улицах дорогие, даже Теслы и Бентли ездят, а на жигулях рассекают кадры обязательно с музыкой такой громкости, что уши закладывает. Климат не плохой, яблоки вкусные.
Добро пожаловать в Казахстан! )  

10 октября 2024. Кыргызстан. Бишкек.
Рейсовым автобусом едем на автовокзал и в 8-00 на автобусе же отправляемся в Бишкек, столицу Кыргызстана. Цена билета 3200 тенге.
Часа через 3 приехали на границу, где нас всех выбросили из автобуса со всеми вещами. Водитель сказал, что будет ждать нас у старого двухэтажного поста ГАИ уже за границей. Прошли таможню и досмотр, получили штампы о выезде из Казахстана и о въезде Кыргызстан в свой загранпаспорт, хотя можно было и по российскому пересекать, но читали, что всё же лучше иметь штампы в паспорте, мало ли что.
Пересекли границу пешком, не нашли никакого двухэтажного поста ГАИ, есть пост, но одноэтажный и не старый, а работающий. Все пассажиры автобуса в недоумении тоже походили по дороге туда-сюда и в конце концов скучковались у этого одноэтажного поста.
Неожиданностью было то, что автобус пришлось нам ждать около полутора часов. Наконец он пришел, проехал наш чемоданный митинг метров на 100 и все потащились к нему по дороге, так как тротуара там нет. Надо сказать, что до Бишкека от границы уже было около 17 километров и многие из автобуса уехали на такси или других автобусах, не дождавшись нашего. Как они учитывают кто остался, а кто уехал, совершенно непонятно. Немного подождали еще и поехали. Какая-то вот такая организация поездки. В 12-40 прибыли на Западный автовокзал Бишкека. Итого перегон Алма-Ата — Бишкек, вместе с ожидание на границе, занял 4 часа 40 минут.

Автовокзал представлял из себя довольно жалкое зрелище из 90х годов. Платные туалеты, грязь и ободранные стены.
В Бишкеке у нас был забронирован гостевой дом Pravda. И правда оказался неплохой гостевой дом. Новое здание типа большого коттеджа в два этажа.
До автобуса далековато, но яндекс гоу там работает, а цены на такси очень низкие, 70-120 рублей практически в любую точку города.
Надо было решить с билетами в Ташкент, онлайн мы ничего не могли купить. Приехали на ЖД вокзал, но он оказался  совершенно не живой, ходит всего несколько поездов в Россию и всё, никаких местных электричек и никаких ближайших к ним стран пассажирское движение не охватывает. Странно.

Автобусом едем, но там расстояние уже 650 км и это будет ночной автобус. Ладно, справимся, не впервой, в Бразилии у нас было 6 ночных автобусов подряд и то выжили.

11 октября 2024 Кыргызстан. Бишкек.

Утром едем на знаменитый Ошский рынок. Много противоречивых отзывов о нём читали, мол ворьё и грязь. Но всё оказалось не так плохо. Рынок, как рынок. Очень большой, много зданий и просто палаток и рядов. Довольно чисто для рынка. Много одежды, Бишкек же. Много фруктов и овощей, орехов. Цены низкие и считать их удобно, курс почти 1:1. Лепешка хлеба стоит 20 сом, то есть 22 рубля. У нас такая 50 рублей стоит. Ну и всё остальное примерно в таком же соотношении.

Съездили и в торговый центр Бишкек Парк, современный нормальный магазин, но не очень то наводнен людьми, дороговато видимо, на рынке дешевле.


Дальше идем в Парк имени Панфилова. Это детский парк с аттракционами, но в это время тоже был не живой. Зато реклама всем известной жидкости для мытья унитазов на каждом шагу. Сразу видно, кто вкладывается в эту страну.

А вот эта скульптура в парке очень наглядно характеризует эту страну. Как-то так вот она себя и чувствует.

Посетили музей Фрунзе, почитали историю, послушали свой аудиогид. Нужно было что-то выжимать из этого, мягко сказать, небогатого на достопримечательности города.

Музей построен прямо над домом, где родился Фрунзе, чьим именем и назывался этот город до 1991 года.

  

Площадь Победы с вечным огнем нам понравилась, правда мы не нашли табличек с именами, о которых нам порассказал аудиогид.
Прошли по бульвару Эркиндик. Неплохо для прогулок, зеленый бульвар, много места и скамеечек.

12 октября 2024. Кыргызстан. Бишкек.

Всю ночь шел дождь, но в 8 утра закончился. 
Идем в Исторический музей, цена билета 200 руб. на троечку ассортимент.

  

 

 

Дордой Плаза по адресу ​ул. Ибраимова, 115/2 оказался хорошим торговым центром, где есть что поесть и бесплатный интернет.
Цены не низкие, а для небогатого населения этой страны тем-более, но фудкорт был полон желающих отведать плоды цивилизации. Мамочки с детьми, объединенными компаниями потчевали детишек пиццей и колой. Видно было, что это типа праздника у них. Цены на основные блюда примерно такие, прибавляем процентов 20 и получатся рубли.

Автобус в Ташкент отходил всё с того же Западного вокзала в 19-00. 

 

В сомах туалет выгоднее получается, всего 12 рублей )). Здесь же в туалете продают всякую всячину, разложив это на столе, даже кое-что из продуктов, никого это не смущает. Оплатить можно только наличными конечно.

На этом наше знакомство с Кыргызстаном окончено. Хотя может и не стоит судить обо всей стране только по столице, но, я думаю, в столице с населением больше миллиона человек должно быть собрано всё лучшее, а что-то не насобиралось у них ничего. Независимость тоже не особо пошла им на пользу, но они не хотят сворачивать с этого пути. Все говорят по-русски, но везде в автобусах висят объявления с призывом говорить и писать на своём языке. Кока-кола на каждом шагу, везде, где можно всунуть свою рекламу. И они её усиленно пьют, видели как грудного ребенка отец в автобусе поил колой, гордый такой, видимо круто считается. Машины на улицах, а я по ним сужу о благосостоянии страны, почти одно старьё или дешевые марки. Добрая половина машин на дорогах с правым рулем и пригнаны из России, даже номера на некоторых не заменены. Тоже, как и в соседней стране полно ломбардов. Зарплаты, которые выставлены на призывных рекламных плакатах заявлены в районе 20-30 тысяч рублей максимум. Цены для нас низкие, проезд на автобусе 11 рублей, продукты в супермаркетах есть почти в таком же ассортименте как у нас, жильё тоже не дорогое, но что-то не захотелось мне там жить. Ну да ладно, может всё не так плохо как выглядит. Но если сравнивать с Казахстаном, мне ближе Кыргызстан. Тут парк Советского периода. Если в Казахстане, например, сплошные барбер шопы и салоны красоты по записи и с ценами от 5 000, то здесь есть простые ПАРИКМАХЕРСКИЕ, где я подстригся с мытьем головы за 100 рублей и без всякой очереди.)) Так что не всё так однозначно, везде есть свои плюсы и минусы.
Добро пожаловать в Кыргызстан! )

13 октября 24. Узбекистан. Ташкент.

Автобус из Бишкека в Ташкент порадовал, если можно так сказать, музыкальным сопровождением. Водитель лет 60-ти, всю дорогу, а это была ночь, крутил сборник песен 80-90 годов. Хиты типа «Пацаны, вы держите штаны», Комиссар «Ты уйдешь», Натали, Апина, Ласковый май, Кай Метов и всё в таком духе. Где он взял то такой сборник, причем на несколько часов.
Из Бишкека выехали в 19-00, через 2 часа приехали на границу с Казахстаном. Всех выкинули из автобуса с вещами. Прошли досмотр и паспортный контроль, потом еще метров 300 идем по коридору изготовленному из заборного профнастила до места, где нам следует ожидать автобус.
Место это оказалось просто площадкой у дороги рядом с вонючим туалетом на улице, платным, конечно, туалетом. Хорошо хоть дождя не было, а то там и спрятаться негде бы было. Ждали около часа.
Наконец автобус пришел, все загрузились и мы продолжили слушать попсовые хиты 90х.
В 3:50 автобус приехал на пограничный пункт у села Жибек жолы. Снова всех выгрузили и сказали ждать автобус у большого тополя. Ладно, думаем, тополь, это не пост ГАИ, его то мы точно увидим.
Странного вида пара мужиков за столиком спросила сколько у нас валюты с собой. Мы сказали, что долларов 500 и нам махнули мол идти дальше, нищета. У мужчины же азиатской наружности, который стоял рядом с их столиком, спокойно шарились в кошельке и пересчитывали находящиеся там купюры.
Быстро прошли еще два досмотра, один у казахов, второй у узбеков. Прошли паспортный контроль и так же по длинному коридору вышли на улицу.
На улице нас ждала небольшая аллея из тополей и толпа народа на чемоданах, человек 500.

Есть небольшой киоск по продаже симок, платный туалет и автобусная остановка, для рейсовых автобусов. Время 4 утра. Таксисты активно предлагают свои услуги. Ну, думаем, там час ждали, здесь может столько же, подождем, всё-равно ночью нас не заселят в отель. Поменять деньги надо на проезд от автовокзала, здесь же ошивается несколько менял, выбрали с русской наружностью, поменяли 5000 рублей на 625 000 сом. Далее везде так примерно и меняли, 1 рубль к 125 сомам. В банке потом узнавали, курс был 100 сом за рубль, то есть совсем не выгодно. Цены пересчитывать сложно, не ровный курс, так что дальше буду цены указывать сразу в рублях.
Спросили у этого менялы, что столько людей здесь делает с баулами своими? Автобусов своих ждут, говорит. Мы тоже ждем своего автобуса, сколько его ждут обычно, спрашиваем. Часа четыре и больше, говорит. Опаньки… Стоять ночью на холоде 4 часа нам совершенно не улыбалось. Не поверили меняле, спросили у другого товарища местной наружности, тот вообще сказал, что часов 6 ждать. Вот так организация процесса. Что же они на мелкие запчасти разбирают автобус и потом обратно собирают. Судя по основательно расположившимся водителям и пассажирам машин в очереди к терминалу таможни, многочасовое ожидание здесь никого уже не удивляет и все привыкли. Но мы то нет.
Время 5 часов утра. От этого пропускного пункта до первой станции метро Ташкента всего 12 километров. Пешком можно дойти за 2 часа. Но слава 2Гису и его расписанию автобусов. Благодаря ему мы выяснили, что около 6 утра поедут рейсовые автобусы и мы сможем доехать до метро. Даже раньше, в 5:33 мы уже сидели в рейсовом автобусе №169, который за полчаса и 15 рублей с каждого довез нас в город.. Таксисты хотели за это 2000 рублей.

Оплата за транспорт происходит в Ташкенте наличными, стоимость проезда 15 рублей. Аппараты для оплаты карточками уже в автобусах стоят, но пользуются ими единицы. А так, входим в автобус, едем, выходим через переднюю дверь и подаем деньги водителю или зазывале-кондуктору, который может на остановке выйти и собирать оплату на улице. В метро нужно купить билет с распечатанным одноразовым кодом и приложить этот билет к сканеру турникета, сразу после прохода стоят урны для сбора отработанных билетов. Не очень экологично.
Метро чистое, красивое, понятное, хоть  и не очень большое, но станции расположены в удобных местах.


От метро Космонавты до нашего отеля Giza Grand около километра, можно и автобусом,  ближе останавливается.

Отель хороший, на спокойной улице, где живут какие-то ну очень крутые узбеки. У отеля есть кухня, симпатичный закрытый внутренний дворик, парковка и всё прочее для жизни.


Вокруг, по улице, расположены огромные особняки-дворцы с гаражами на 4 машины, где охранники каждый день надраивали гелентвагены, бентли и теслы. Так что явно безопасный райончик.
В отеле оставили рюкзаки и поехали на знаменитый рынок Чорсу, туда идет метро с одноименной станцией.

Рынок большой. Кроме примечательной архитектуры главного здания рынка его окружает еще множество рядов и лотков в которых можно заблудиться. Купили дыню за 152р., как в Узбекистане и без дыни.

Цены на продукты низкие, раза в два и больше от наших. Чистота идеальная, что редкость на рынках, да еще таких больших. Ассортимент разнообразный, нам, как веганам, захотелось остаться жить рядом с этим рынком.
На парковке рынка стояла машина типа небольшого фургончика с надписью Ucell, это их мобильный оператор, а машина — это типа мини офис такой. Разбудили юношу внутри и купили без всяких документов как он сказал его личную симку за 380 рублей на ней было 24 с небольшим Гб. С оформлением стоило бы 800 рублей. 

Немного гуляем по округе, посещаем несколько сувенирных лавок, просто для информации и едем в отель заселяться.


Поехали в музей Тимуридов, снаружи и внутри здание конечно красивое, но смотреть лучше с гидом, цена билета 300р. Тимуриды — азиатская династия, которая в период позднего средневековья правила на территории современного Ирана и Ирака. Основатель династии — великий полководец Тамерлан. Империя Тимуридов просуществовала с 1370 по 1507 годы. Она образовалась на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, Ирака, Армении и Азербайджана. Судьба династии незавидна, почти все умерли не своей смертью.


Попытались пройти в Исторический музей, но он оказался на ремонте. Но после там явно будет круто.

Дом Романовых (41.314369° 69.27038°) можно осмотреть только из-за забора, здание красивое, жаль, что внутрь не попасть даже с экскурсией. В сети можно найти фотографии интерьера и там есть на что посмотреть. Николай Константинович был не ангел с детства, а в 24 года еще и попал в историю с пропажей трёх крупных бриллиантов из оклада свадебной иконы своих родителей. Драгоценности нашли в петербургском ломбарде, а расследование привело к адъютанту Николая. Князь поначалу отрицал любую причастность к краже, но решил выручить своего товарища-адъютанта и взял вину на себя. Чтобы не очернить репутацию царской семьи, решили признать Николая безумным, также запретить упоминать его имя в документах, касающихся Императорского дома, а наследство передать младшим братьям. Его лишили всех званий и наград и выслали из Петербурга. Семь лет он под стражей скитался по России и наконец осел в Ташкенте, в то время это был край земли с глинобитными хибарами. В Ташкенте князь не сидел сложа руки. Он прокладывал оросительные каналы, открыл мыловарню, организовал изготовление и продажу кваса, а также построил хлопковый завод. Николай Константинович был чрезвычайно популярен среди местного населения. Он также открыл в городе первый кинотеатр и пекарню. На вырученные деньги он создавал свою коллекцию произведений искусства, куда входили картины европейских и русских художников, мраморные статуи и многое другое, которые князь завещал в дар Ташкенту, с условием устройства во дворце музея. После его смерти в 1919 году в особняке был открыт Музей искусств в Ташкенте (позже Музей искусств Узбекистана). С 1940 по 1970-е, в связи с переездом Музея искусств в новое здание, здесь располагался Республиканский дворец пионеров. 

14 октября 2024. Узбекистан. Ташкент.

Буквально в нескольких шагах от нашего отеля располагался Музей прикладного искусства Узбекистана. Улица Ракатбоши, 15/а. Безусловно заслуживающий внимания музей. Вход 300 рублей. Почти во все достопримечательности в Узбекистане такая цена, только в Самарканде за площадь Регистан берут 500 рублей с человека иностранной наружности.

В комплекс Хазрати Имам (41.33755° 69.242177°) приехали на такси, благо яндекс гоу там работает и торговаться не надо, да и цены дармовые. Через весь город почти ехали и цена была 100 рублей, дали 150, водила еще объезжал закрытые из-за какого-то правительственного кортежа улицы. Это место построено для туристов и их там много. Иностранцев полно, сувениры по завышенным ценам. Всё красиво, прилизано, дорого, богато.  А рядом строится еще что-то более колоссальное.

Ассортимент сувениров огромный конечно, если не смущают откровенно завышенные цены, надо торговаться и брать, что приглянулось. 

 

Прошли по старому городу, немного от него осталось. Выглядит он не как в кино, а примерно так.

Проехали до рынка Чорсу, купили сувенир тарелку за 1200р, просили 2000р. Надо искать не там, где полно сувенирных лавок, там они держат цены, а углубиться в торговые ряды с овощами и там есть несколько продавцов с которыми можно договориться. Там же можно и тюбетейки купить за 700р.

Такой вот подарочный набор из орехов стоит почти 2000р. На иностранцев видимо рассчитано.


Подкрепились лапшой в Ташкент Молл по 300р. за порцию. Пошел дождь. Но нам нужно было купить билеты до Самарканда и Бухары. Хорошо, что до железнодорожного вокзала метро тоже идет. В час пик метро пользуется спросом, народу как в Москве, но интервал не полторы минуты, минут 5.

На вокзале электронная очередь, надо взять талончик и ждать, ждали долго, минут 40. Но всё прошло благополучно. Кассир нам попался по имени Елена и она нашла нам билеты и из Ташкента в Самарканд и из Самарканда в Бухару. До этого мы общались с другой и она нам сказала, что билетов нет и надо приходить за два часа до поезда чтобы что-то поймать. Скоростной поезд Афросиаб стоит в два раза дороже простого, в сумме за эти два перегона на двоих нам билеты обошлись в 5000р.
В супермаркете Корзинка, что недалеко от нашего отеля пекли вкусные лепешки, ими мы и питались почти постоянно. Арбузы и дыни в магазине продают даже дешевле, чем на рынке, но не такие сладкие или выбирать нужно уметь.

Арбуз 107, дыня 145 рублей за штуку. Лепешки 3600 сом (27рублей)

Продукты привычные, даже мороженное из Краснодарского края возят, Коровка из Кореновки, цена 84 руб.

С Ташкентом прощаемся, завтра в Самарканд. А нам здесь понравилось. Город зеленый, удобный, хороший транспорт. Дешевое такси. Надо сказать, что машины здесь почти все Шевроле, так как их здесь собирают.
Улочки в районе нашего отеля.

И станция метро Космонавты.

15 октября 2024. Узбекистан. Самарканд.

В 7-15 приехали на вокзал Ташкента. На вокзале и на перронах идеально чисто. Даже в переходах, в углах специально искал к чему придраться. Нет, всё вылизано. Не часто такое увидишь на вокзале, да никогда не увидишь. Видимо пунктик у них, может для туристов стараются. 

Потому что не везде так. На окраине, где мы вышли из первого автобуса в этой стране, было нормально, как почти везде на окраинах. А тут как будто ватной палочкой в углах прошлись.
Наш поезд отъехал по расписанию в 8-15. В вагоне был интернет.

Приехали в 11-40, в пути три с половиной часа.
Самарканд встретил нас дождем, не ливень, но сыровато. На автобусе доехали до нашего отеля. ZAAL Hotel обошелся в 3600р за две ночи. 

Новый отель, есть небольшой бассейн во дворе, но в +15 и дождь он нам не пригодился. В номере не работал замок, ну это ладно, пришел юноша заменил механизм, у него был запасной, как ни странно. Но вот бумажные роллеты было единственное, что отделяло нашу комнату от ярких фонарей, которые освещали двор и бассейн, это было что-то. Ночью светло как днём. Юноша на ресепшене до полуночи базарил с двумя девицами, а наш номер как раз был рядом, пришлось сходить и попросить закруглить общение этой компашки. Грязная ванная и торчащая пружина из матраса, которой я поранил ногу, дополнили картинку. Ну на две ночи пойдет.

Едем в мавзолей Шахи-Зинда. Это вытянутый комплекс из гробниц. По сути — это очень старинное кладбище 14-15 веков. Вход платный, как и везде 40000 сом, то есть 300 рублей с иностранцев и 38 рублей для своих. Постройки красивые, если так можно сказать о могилах. Внутри особых красот нет, но посетить это место стоит, внешняя отделка некоторых очень даже впечатляет.

И здесь никак не могли они удержаться от сувениров. Столько туристов не может просто так задаром пропадать. В конце анфилады гробниц несколько сувенирных магазинчиков. Цены завышены конечно, на рынке это всё дешевле.

Едем на главный рынок Самарканда, Сиабский Базар (39.662047° 66.981556°).

Вот здесь сувениры уже можно брать, надо торговаться, но много не сбрасывают. На этом рынке мы даже поели. С трудом объяснили, что нам без мяса, яиц и молочки. Нам сделали макароны с овощами, неплохо получилось. Чай у них принято всегда подавать даже если его не заказывали, это бесплатно.

Рядом с базаром находится еще одна достопримечательность мечеть Биби-Ханым. Её мы тоже посетили.
Архитектурный памятник 1399—1404 годов, соборная мечеть Тамерлана. Во дворе лежит под стеклом, на каменном пюпитре лежит огромный Коран.

 

 

16 октября 2024. Узбекистан. Самарканд.

Мавзолей Гур Эмир (39.648717° 66.969097°). Семейная усыпальница Тамерлана.
Но сначала проходим памятник Амиру Тимуру (39.65044° 66.964902°) и заходим в небольшую скромную усыпальницу Мавзолей Рухабад «Обитель духа», сооружение XIV века. Был построен по распоряжению Амира Тимура в 1380 году над могилой исламского религиозного деятеля шейха Бурханеддина Сагарджи. Он получил известность распространением ислама среди кочевников Восточного Туркестана.

Ярко синий купол гробницы с 64 гранями впечатляет конечно. Архитектура этого места, пожалуй, вобрала в себя всё лучшее.

 

 

Ну и площадь Регистан (Registon) мы на сладкое оставили.
Регистаном обычно называли центральные площади города. Слово «регистан» в узбекском языке это «рег» — песок и «стан» — «место», то есть «место, покрытое песком». Существуют версии о том, что песок на площадь сыпали для впитывания крови после публичных казней, проводившихся на площади. Ну и еще предположение, что Тамерлан, который кротким нравом не отличался, размещал здесь головы своих врагов на копьях, для устрашения и чтобы не расслаблялись остальные.
Песка сейчас на площади нет, как и голов, всё выложено плиткой и мрамором.
Цена за вход самая высокая в Узбекистане, 500 рублей. А на прочее вот расценки.

Площадь известна находящимся на ней уникальным собранием архитектуры ислама. В центре комплекса — три медресе, то есть здания школы XV–XVII веков. Ансамбль включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Осмотреть просто снаружи можно и с шикарной смотровой площадки, которую они здесь организовали совершенно бесплатно. Но зайти стоит.
Внутри, если позволят торговцы сувенирами в надежде на покупку, можно подняться по лестнице в спальню ученика, посмотреть, как там был обустроен их быт. Так себе, не богато жили студенты, ничего особо не меняется с веками. Также есть небольшой музей. Да и элементы архитектуры надо разглядывать вблизи. А можно даже пощупать)

Есть небольшой музей. Манекены его экспозиции очень оживляют.

 

Внутреннее убранство мечети тоже впечатляет, есть ВАУ эффект.


Ну и куда же без сувениров, тут их тоже таки есть для вас.

По неприметной узкой лестнице в углу внутреннего двора можно подняться на второй этаж, там где указатель «кофе».

Ну вот и всё, но еще приехали сюда вечером, чтобы посмотреть на подсветку.

Идем к мосту у Сиабского рынка. Там начинается улица Ислама Каримова. Где-то вычитали, что там красивого и много чего находится. Мы намеревались пройти её всю.

Так вот не надо верить всему, что написано в интернете.
Начинается улица с небольшой мечети Hazrati Xizr, на территории которой стоит мавзолей Ислама Каримова, первого президента Узбекистана, нашедшего здесь своё последние пристанище в 2016 году.

Начало улицы выглядит вот так многообещающе.
Но дальше нет ничего интересного. Улица чистая, красиво обсажена деревьями и цветами, но идет она просто между двумя кладбищами.
Есть рядом с музеем истории скульптурная группа из верблюдов и это всё.

Но мы не привыкли отступать, пошли по кладбищу. Любим мы иногда прогуляться по погостам, почти в каждой стране мы этим занимаемся. Пер-Лашез в Париже, кладбище Альмудена в Мадриде, Франсес-де-Ла-Пьедад в Мехико и прочие, прочие. Почему Узбекистан должен быть исключением.
Неплохое место, всё аккуратно, прибрано, красивые памятники. Заблудились немного, правда, вышли к каким-то горам совсем, но выбрались, рановато оставаться еще нам  в таком месте.

Музей им. Мирзо Улугбека, обсерватория, вход 40000 (300р), смотреть ну совсем нечего, можно бесплатно зайти со стороны стоянки, слева.

17 октября 2024. Узбекистан. Бухара.

Поезд Афросиаб 768 в Бухару отбывает 9-55. Рядом с вокалом есть небольшой рынок, если надо затариться продуктами, то лучше сделать это там. Лепешка 5000(38р), Самса 4000 (30р) хорошая, большая. Гранатовый сок 500мл при вас выжатый 100% и не разбавленный- 25000сом (190р).
Направление Самарканд — Бухара популярное. Туристов полный вокзал набился. В основном иностранцы.
Вокзал тоже чистый, красивый, прилизанный. Есть кафешки с вокзальными ценами и сувенирные лавки конечно.


Поезд комфортный, идет плавно, не шумный. Шумные только немцы, как всегда. В вагоне, где они сидят стоит гомон как на рынке в базарный день. Хотя сидят одни пенсионеры, взрослые люди вроде бы. Очень шумная и самовлюбленная нация, что мы уже неоднократно замечали и в других странах.
В 11-35 прибыли в Бухару. Время в пути примерно 1-40.

До отеля довольно далеко от вокзала. Вокзал вообще находится как бы в городке Каган, что в 12км от Бухары. Есть легенда, что когда Российская империя строила железную дорогу, а это было непросто с песками и непонятно где разливающимися реками, тогдашний эмир Бухары не разрешил пускать «шайтан арбу» в священный город и вокзал поставили в городке рядом. Но были планы расширить Бухару, впрочем, строительство идет, может скоро и произойдет смычка города и деревни.
На улице +25, а мы в теплых куртках. До этого города погода нас не баловала, но и дождей не было особо. Но тут пришлось раздеваться до исподнего. Не стали ждать автобуса. Такси от вокзала до отеля обошлось 24000сом (183р.). 15 километров. В отеле Hotel Boutique Al Hayit (https://go.2gis.com/8hul0) прибыли в 12-20. Неплохой отель, на тихой улице, 1700р(18$) за две ночи с завтраками.



Бросаем рюкзаки и идем на встречу с прекрасным.
Пешком идем, так как отель удачно расположен рядом почти со всеми основными достопримечательностями.
Проходим по аутентичным улочкам старого города и приходим в первую точку.

Первая точка оказалась тюрьмой. Бухарский главный зиндан (https://go.2gis.com/po1hb)
Из закутка вышла жующая женщина, обед у них, «Добро пожаловать в тюрьму!» радостно заявила она. «С вас по 20000 сом». Заплатили мы 300 рублей на двоих, но, признаться и это не за что особо. Если бы только гид чего-то насочинял об этом месте, тогда можно посетить, а так, пожалуй, не стоит.  


В Цитадель Арк тоже идем пешком. От тюрьмы подходим к задней её части, огибаем справа и приходим к главному входу. Всё рядом.
Цена билета также как и везде 300 рублей.

Крепость еще активно строится или ремонтируется.

Бухара — супер туристический город. Всё работает для них и крутится вокруг них.
Это отражается на ценах — это минус. Но, в то же время, всё вокруг для туристов продумано, понастроено, вычищено, насувенирено — это плюс.


В самой Цитадели не особо есть что посмотреть. Есть пара небольших музейчиков. Поле на верху крепости засыпано грунтом, то есть стены крепости — это большая чаша, куда насыпана земля, а сверху кое-что настроено. Но строить продолжают, может скоро будет на чём зацепиться взгляду утомленного узбекским солнцем туристу. Но пока как-то так.

Но зато виды на город неплохие.

Фотка на троне в народных одеяниях и с мечом150р.
Рядом с Цитаделью находится водонапорная Шуховская башня. Её выкупили семейная пара французов и устроила там ресторан. Наверху смотровая площадка, куда можно подняться всё за те же 300 рублей с человека. 

Мечеть Боло- хауз в это время можно было осмотреть только снаружи. Мечеть датируется 1712 годом, отремонтирована в 1917. Главное украшение — 20 резных деревянных колонн. Рядом с мечетью небольшой минарет, также построенный в 1917 году и пруд. В списке ЮНЕСКО. Почитать о ней можно здесь.

 

Метров 700 за мечеть на запад и мы попадаем на Центральный рынок. Очень большой рынок. Кроме обычных продуктовых ларьков, здесь грандиозный, уходящий за горизонт корпус  с различными магазинчиками. Еда, хозтовары, игрушки. Похоже, местные закупаются именно здесь. И ассортимент больше и цены ниже, чем в городе.

18 октября 2024. Узбекистан. Бухара.

На такси едем в ДК железнодорожников, который в городке Каган, что у вокзала.
На самом же деле это был Дворец эмира Сейида Абд-ал-Ахада. Построен был в 1898 году. Есть версия, что дворец был построен для визита в Бухарский эмират императора Николая II, но он так и не приехал.
В бытность Советской власти здание стало ДК Железнодорожников и пришло в запущение, в котором пребывает и поныне. Нам повезло. Может потому что время было 9 утра. Никого не было, мы зашли, прошли по залам и только потом спустилась женщина-гид с группой из нескольких местных, которые посещали второй этаж пока мы безнаказанно и бесплатно шарились на первом. Она нас вежливо выпроводила, но мы уже всё посмотрели. Жалко, что не ремонтируется, дворец был действительно неплохой. Сейчас на территории еще и цирк пристроили передвижной.

15 километров, 115 рублей на такси и мы приехали в Мемориальный комплекс Бахауддина Накшбанда (https://go.2gis.com/5bc3i)
16-18 век. Гробницы, несколько мечетей, минарет, небольшой музей. Большой комплекс с ухоженным парком и большим количество павлинов на территории. Стоит посетить.
Если пройти дальше, вправо от главного входа, то через парк можно зайти бесплатно, это же кладбище, в конце концов.
Но если что, я тут не при чем, никому ничего не советовал. Мы то через главный вход вошли, заплатили как всегда по 40000сом, а вышли там, никого не было, никто ничего не проверяет и не охраняет. Туалеты тоже бесплатные, мы спросили в кассе, где билеты покупали, но наглая тетка на входе в туалет просит 3000 сом за вход.


Это собственно сама гробница Бахауддина Накшбанда. Местными это место уважаемо, бабушки водят сюда внуков чтобы обходить вокруг  места упокоения и читать молитвы.

Чтобы не складывалось впечатление, что в Бухаре только такие места, надо заметить, что по приезду мы как раз были удивлены, насколько ожидания видов старинных построек, аксакалов, сидящих за дастарханами, не совпало с реальностью. Бухара — это современный большой город с новостройками и торговыми центрами. А старинные красоты только в центре и по окраинам локально разбросаны. Но их много, в отличии от прочих городов, много и туристов.

Торговый центр Бухара неплох, магазины там еле живые правда, а вместо подземной парковки организован рынок.
Но зато фудкорт хороший, большой и есть, что выбрать. Минус за платный туалет в торговом центре, 23р.

.

Туристическое место  в центре города  — архитектурный ансамбль Ляби-Хауз.  (39.773314° 64.421239°)
Кафешки, рестораны, отели, сувениры и этого всего много. Но красиво.

Памятник Ходже Насреддину (39.773009° 64.42109°) оказался не такой маленький, как можно судить по фотографиям в интернете, а даже больше натуральной величины.

Понятно, как тут проводят время иностранцы, которые едут сюда толпами. Да и россиян не мало.
Но есть на что посмотреть, можно на недельку смело задержаться. Но мы отвели только два с половиной дня.


Медресе Халифа Ниёзкули (Ниязкули) (более известно под названием Чор-Минор — в переводе Четыре минарета). Внутри сейчас магазин сувениров, наверх продавец даст подняться за отдельную плату в 300р. Здание само по себе маленькое, но симпатичное и одно такое в своем роде.

Рядом с ним очень много сувениров, но одна особенно большая лавка с типа антиквариатом. Там в основном вещи из СССР. Цены за них тетенька ломит не по божески совсем. Но посмотреть как в музее интересно. Есть такие вещи, что не понятно, где такое можно найти то сейчас. Большой ковер с Лениным даже найдется. А значков…

19 октября 2024. Узбекистан. Бухара.

Утром решили проверить наличие нашего рейса на сайте авиакомпании и его не оказалось! Нет такого рейса в этот день. Настроение.. «Взвинчены и раздосадованы, пойдите прочь»…
Телефоны никакие не отвечали. Ни авиакомпании, ни сайта City Travel, где мы заказывали билеты, так как только там была возможность оплатить российской картой.
Самолет в 17-10.
Но у нас осталось еще одна достопримечательность в Бухаре. Архитектурный ансамбль Пои-Калон.
Пошли всё-таки на Каляна смотреть. Посмотрели без особого энтузиазма, но красиво, хоть и, признаться, на десятом медресе уже немного приедается.


Поехали в аэропорт на такси за 11.000 сом. Обдумывая, чем мы будем выбираться, план Б.

Аэропорт не живой вообще. Такое чувство, что заброшенный.

Тишина, редкое такое увидишь в аэропорту. В справочной нам сказали, что такой рейс таки есть, в 17-10, но ещё рано, одиннадцати нет. 
Отлегло, вроде улетим. Как-то так себе с сайтом дела у этой частной узбекской авиакомпании, www.qanotsharq.com.
Сдали вещи в камеру хранения за 8000 сом в час. Непростая тоже процедура там. Надо пойти в комнату 160, сказать начальнику смены о своём желании сдать вещи, он повёл куда-то на задворки аэропорта, открыл комнату, где было ещё несколько рюкзаков, бросили свой рядом. Всё.

Территория аэропорта ухоженная, но не жилая. Оживает она только к самолету, а их один-два в день.
Прошли около километра до дороги, где ходят автобусы. По пути, таксист, пытавшийся зазвать нас к себе в машину, потерял управление, засмотревшись на редких здесь туристов, въехал в арык рядом с тротуаром и врезался в столб со знаком. Сдал назад и быстро уехал, полицейские на перекрёстке оживленно пожестикурировали по этому поводу, но действий никаких не предприняли.
Попытались найти сувенирные магазины в городе, где обычно, в других странах, цены ниже, чем на лотках на территории главных достопримечательностей. Но здесь так не принято, спросили у местных, нет, только у достопримечательностей можете купить.
На центральном рынке в хозяйственном ряду, где длиннющий павильон с магазинами для своих, есть один магазинчик с небольшим ассортиментом сувениров, красивый гранат там стоил 65, на лотках такой 150. Но мы зажали тогда, а зря. Поехали на туристическую улицу Ляби Хауз и там купили гранат и аксакала с хлебом, который нам так понравился здесь, за 780р , с торгом конечно.
С этого же места у Коляна, откуда утром уезжали в аэропорт за 11000, днем яндекс гоу уже показал 15000, но всё равно это было 116 рублей, вряд ли где на Родине можно еще так шиковать на такси, как мы в Узбекистане.
Аэропорт ожил и заиграл другими красками. Подъезжали машины, из которых выгружались люди, таща свои цветные чемоданы. На территории стояли кучками провожающие, оживленно беседуя с отъезжающими. В общем, всё как настоящее.
На досмотре при входе в аэропорт нас уже как родных встречала сотрудница, русская женщина средних лет, словами «О, приехали !». Даже о погоде побеседовали с ней.
Вещи из камеры хранения забрали, обошлось в 30000 сом(230р). Пришлось поискать нашего начальника смены, в кабинете его не было, а телефона он нам не дал, сказав «да я всегда здесь». Как оказалось, не всегда. Он сидел на стойке регистрации и к нему стояла очередь. Благо он там не один был за стойками. Выдернули его с места, снова пошли в кушнари, потом еще деньги меняли в кафешке, так как принимает он только наличкой, конечно, никаких чеков не дает, наверное это его свой маленький бизнес здесь.
Далее всё как обычно. Прошли регистрацию у всё того же знакомого нам начальника смены.  Досмотр практически с раздеванием и снятием обуви.
Маленький зал ожидания с кафешкой, цены как положено, в два раза выше, чем в городе.
До самолета шли пешком.

Самолёт был снова под управлением русского пилота. Вылетели по расписанию. Он хорошо взлетел и крайне удачно сел где-то в Домодедово, а там еще немного и Москва.
Узбекистан из этих трех стран понравился, конечно, больше, что уж тут, он правил балом. Архитектура оригинальная, запоминающаяся. С погодой тоже повезло. Не жарко и не холодно, дождей почти не застали.
Узбекистан — отрезанный ломоть. Об СССР здесь напоминает разве что сувенирная лавка возле Чор Минора. В 1991 году, после распада Союза, одним из первых указов правительства был указ о замещении кириллического алфавита на латинский. Сейчас все вывески на латинице. Смотрится это порой смешно, но закон выполняется. Например Зеленый базар выглядит так.

Местные почти все между собой говорят на узбекском, но русский знают тоже, наверное все, по крайней мере никакого языкового барьера мы не ощутили на себе.
Пожилое население не переучилось на латиницу и документы остались на кириллице, но молодежь уже пользуется латиницей. Остались, конечно, кое где старообрядцы, но за это можно и штраф получить. По ошибкам видно, что русский уже точно не изучают.
О благосостоянии страны по туристическим городам судить сложно. Есть нищие, бомжи кое-где спят, но где этого нет. Машины, в подавляющем большинстве, белые Шевроле, на зарплату их выдают на заводе что-ли.
Но встречаются иногда и наши машины, только обращаются они с ними не важно. Но какой крепкий у нас был транспорт.

Но есть и как в гараже дворца рядом с нашим отелем Бентли, Теслы и Гелики. Бензин 92 стоит 84р. Цены на продукты низкие, за исключением того, что привозное из России, а такого больше половины, пожалуй. На улицах много зелени и цветов. Почти везде есть нормальные тротуары и даже велосипедные дорожки. Ну а такого чистого вокзала как в Ташкенте, наверное нигде больше нет.
Голодом турист тоже не останется, весь привычный фастфуд в наличии. Правда под своими марками, ни мака, ни сабвея не заметили. На рынке есть целые улицы из шашлыков, а уж фруктов и овощей, сладостей и соленостей и говорить нечего.
Красиво, вкусно, недорого.
Добро пожаловать в Узбекистан!


Больше на Vegan travel

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.