Лаос. октябрь 2016
11.10.
В Лаос добирались из Мьянмы через Таиланд. Самолет Мандалай – Бангкок АирАзия рейс FD 245 в 12-45. Через 1-20 были в Тайланде. Аэропорт Don Mueang на удивление оказался огромным. Я думал небольшой домашний аэропортишко. Дальше, через 3 часа нам предстоял полет в Тайский город Ubon Ratchathani, что недалеко от границы с Лаосом. Несмотря на транзит, здесь пришлось пройти паспортный контроль с заполнением карточки прибытия. Потом подняться на третий этаж и в киоске саморегистрации распечатать билеты.
В аэропорту много магазинов и несчетное количество кафе и ресторанов на любой вкус. Все уже современное, на Азию не похоже совсем. Сабвей, Макдональдс и прочие бренды присутствуют и не по разу. Цены относительно нормальные. Сабвей, как мной уже было замечено в разных странах, держит одинаковый уровень цен, около 6$.
АирАзия вылетел по расписанию и через час мы были в Убон Раджхани. Для меня снова было сюрпризом, что это оказывается огромный город, мегаполис практически. В аэропорту девушка из окна информации сказала, что автобусы уже не ходят, но ваш отель недалеко, поезжайте на такси, оно со счетчиком, это будет стоить недорого, около 70 бат.
Действительно, наш отель Sawitree place Ubon удобно расположился на окраине между аэропортом и автовокзалом, который нам и был нужен завтра утром для отправки в Лаос. Такси получилось на 60бат.
Отель семейный, но довольно много комнат. Всё прилично, чисто, вода есть. Владельцы, довольно молодая семейная пара помогли мне разобраться с расписанием автобусов в Лаос.
В Паксе идут два автобуса из Убона, в 9-30 и 15-30. Меня это не устраивало, поздно. Но есть минибасы до приграничного городка Chong Mek. Они ходят с 6 утра до 18-00 каждые полчаса от остановки 19 автовокзала, по правую руку. Цена билета 100 бат.
12.10
До границы ехали почти 2 часа, приехали бы раньше, но несколько раз стопорили копы и не все добрались до места, юношу с девушкой высадили на полпути на таком посту и автобус уехал без них.
Переход границы занял 20 минут. Сначала паспортный контроль, где надо предъявить заполненную карточку выбытия из Тайланда, потом идем дальше, справа здание иммиграционной службы. В принципе, его можно просто пройти, никакого контроля нет, но не будут ли потом проблемы при выезде.
Россиянам виза в Лаос не нужна. Читали о вымогательстве денег на границе, но сейчас такого нет. Сейчас официально берут по 20000 кип с каждого иностранца, так сказать туристический сбор. Обменник есть прямо после перехода границы, курс почти такой же и в городе. Курс давали 8070 кип за доллар.
Границу проехал и встал рядом, дожидаясь прохождения процедур своими сидельцами, автобус Бангкок — Паксе. Попросились в него, долго ждали, потом с нас захотели по 30000кип это за 45км до Паксе, мне это уже не понравилось, так как читал про 20000 за проезд. Вымогатель удовлетворился 50000. Через час приехали. Автовокзал на окраине городка, до нужного нам агенства Паксе Тревел 3км. Тукер на мотике запросил за эти 3км 40000 кип за двоих, это мне понравилось еще меньше. Вышли на трассу, поймали другого тукера, он не знал, правда, куда ехать и не понимал ничего, еле доехали, отдали ему свои последние 6500 кип, немного я их поменял на границе. Расписание автобусов из Паксе и цены:
Цены на аренду мотиков и билеты на автобусы одинаковые. В общем в этом же Паксе Тревел мы поменяли 200$ на 1620000 кип, став миллионером в минуту. Из них сразу отдали 320000 за билеты на двоих во Вьентьян на завтра на ночной автобус. Идет он в 20:20, прибывает в 6:00 в столицу Лаоса. Мотобайк полуатомат стоит 50000 за день, никаких скидок за полдня не делают. Уехали мы в 11-30, приехали на следующий день около четырёх вечера, выторговал я мотик за 90000, за бензин отдали еще 50000, заправлялись дважды. Бензин стоит 7500кип за литр, то есть 60 рублей. Мотобайк автомат стоит 90000 в сутки. Разница только в том, что там вообще нет переключения скоростей, просто как на табуретке сидишь, ручка газа на себя — едешь, тормоз — встал. Полуавтомат тоже не имеет ручки сцепления, но у него четыре скорости, которые ногой надо переключать при необходимости, но, исходя из моего опыта, можно постоянно ездить на четвёртой, только на крутых подъемах в горку переключался на низшие передачи. Мотики все Хонда, состояние хорошее. Арендодатели уже привыкли фотографироваться на фоне царапушек своих мотиков и встают рядом без всяких просьб на эту тему.
В 11-30, мы, предварительно подкрепившись в индийской кафешке Жасмин прямо напротив, выдвинулись на трассу плато Болавен по малому кругу. Ездить без правил оказалось не так уж и сложно и я довольно быстро освоился в этом броуновском движении, сам уже никому не уступал и проезжал перекрестки почти без остановки.
Дорога, которая главная, нормальная, асфальт. А вот отростки к водопадам от неё чаще всего представляют из себя просто накатанную глину. И если сухо- то будет только пыль в глаза лететь, а если сыро — на байке с узкими колесами очень скользко, ехать невозможно. Если дождь идет — вообще с асфальта лучше не съезжать.
За день до нашего трипа шел дождь, дороги из глины были скользкие, в подъем вообще вел мотик в руках, попадались и лужи с жидкой глиной, где тоже приходилось не сладко.
Еще советую взять очки, которые плотно облегают лицо или выбирать шлем со стеклом, так как вся грязь, пыль, мошки, а иногда и большие жуки, всё это норовит прилететь к вам в глаза. И лучше иметь жилетку, так как вспотевший после подъёма от водопада садишься за руль и иногда довольно прохладный ветер хлещет в грудь, это плато, то есть высота километр над уровнем моря.
У меня всё это было, поэтому всё закончилось благополучно. Водопадов насмотрелись, на байке накатались вдоволь. Все подъезды к водопадам платные. Чаще всего это 10000 с человека и 5000 за стоянку мотика. При этом ничего там не сделано особо, ну как у нас всё в общем, деньги идут непонятно куда.
Водопады красивые. Особенно на второй половине пути, ехали по часовой стрелке.В типа музее у водопада сидит монах, неподвижно сидит и выглядит как живой, но не может же он не моргая и не двигаясь так сидеть. Спросил у местного типа гида, «живой, живой» говорит, но врет наверное. Избушка бабы Яги тоже имеется.
Случайно стали свидетелями установки статуй духов Натов у одной из статуй Будды в лесу. Целое народное гулянье вокруг этого действа организовалось.
Ценники на услуги чаще всего выглядят так: Несмотря на сезон дождей, иногда водопады довольно куцеватые:Ночевали в ТадЛо, в одноименном отеле TadLo Loudge. Цена отеля 50$, он этого не стоит, конечно, но можно на слонов посмотреть прямо на территории и их купание утром и вечером. Этот отель практически единственный, что давала Агода в этом районе и мы забронировали просто боясь остаться на улице посреди джунглей. Ну и зря боялись. Вся деревенька ТадЛо — это сплошные гестхаусы, где остановиться можно на ночь за 40000кип, то есть всего за 5$.
Вечерняя ванна в водопаде местных девчонок. Ну сверху она помоется, а остальное?
Местный гестхаус. Бесплатный Wi-Fi только если покупаете у них еду и выпивку.
Слоны ходят на купание прямо рядом с номером.
«В школу не пойду сегодня, лучше с папкой на работу поеду»
13.10.
А в нашем крутом отеле завтрак состоял из яичницы и хлеба, назывался он Американский и стоил, если брать его отдельно 35000 кип. Ладно, не завтраками едиными…
В 7-30 попрощались со слонами и выдвинулись на нашей красной Хонде дальше.
Плантации кофе на плато действительно обширные. Посмотрели, как произрастает сей ароматный напиток.
Дорога к следующему водопаду, который был отмечен на карте одного из форумчан, оказалась еще хуже прежних. Ехали около 5км и приехали непонятно куда. Пошли по тропинке. Тропинка всё сужалась. Пришли к небольшой речушке с переправой из натянутых тросов. Круто! Кругом никого. Ладно, мы не привыкли отступать. Перелезли по тросам через речушку и пошли дальше по тропинке.Судя по навигатору, она вела совершенно не в ту сторону, отмеченную у нас на карте. В общем, пришлось отступить на сей раз. Минут 40 мы шли по лесу и забрались уже в глухую чащу…пошли обратно. У переправы из тросов была движуха. Парни таскали брусья прямо по воде и затаскивали их в горку, где их ожидали небольшие мотоблоки с тележками. Откуда они в глухом лесу таскали брус для меня осталось загадкой.
Дойдя до развилки, от которой мы начинали путь в джунгли, мы свернули в другу сторону, направо и пришли вскоре к небольшой пещерке, а на плоскогорье над ней к сидящему на вершине Будде. Вид не плохой, но потраченных усилий явно не стоил. Ну и ладно, зато аттракцион с переправой был неплох.
Чем еще развлекаться местной ребятне, хоть брата на тачке повозить по грязи.
Далее шли несколько красивых водопадов, о которых нечего рассказывать, просто надо смотреть. Водопад, где обычно купаются небольшой. Девки в озере купались… В неприличной форме одежды… почти без оной. Удумали все трое головы помыть. Пантином развонялись на всё плато, пара сотен рыб наверняка сдохла от этой химии. Я пощупал… воду, холодная, не присоединился к купающимся, да и жена была против почему-то.
На обратном пути от этого водопада заметил на дереве рядом с тропинкой парочку красивых паучков. Сантиметров по 10 они размером. Вспомнилась наша недавняя беспечная прогулка по джунглям..хорошо то, что хорошо кончается.
Водопад Tad Fane понравился пожалуй больше всех. Два высоких водопада выходят из джунглей и падая, соединяются глубоко в ущелье. Жаль, что ближе подойти не возможно.В общем на плато Болавен съездить стоит, но если вы большой любитель водопадов, к коим мы себя не относим. Стоит ли это зрелище этих денег, езды на мотобайке даже по малому кругу около 250км, таскания мотика по глине, риск убиться с ним в любой момент.. большой вопрос. Пятая точка болела от сиденья байка очень сильно. Организация на водопадах никакая, ограждения или нет совсем, или оно гнилое, сломанное или не доходит и до колена, а внизу пропасть в километр и спускаешься по мокрым каменным ступенькам. Думайте сами, решайте сами, смотреть или не смотреть.
В Паксе приехали в 15-30. На автобус к 19-30. Времени много, решили покататься и посмотреть город. Сходили в местный молл. Он представлял скорее китайский рынок. Исколесили городок на несколько раз, ничего интересного не нашли. Сдали мотик, не обошлось без эксцесса. С нас еще раз денег потребовали за аренду байка, а мы предоплату заплатили. Дежурил другой и он нам показывает контракт и говорит, что вот мол видите, отметки об оплате нет. А в контракте всё ихними закорючками. Позвонил начальнику, спросил откуда мы, тот вспомнил, что русские платили за мотик, дело уладилось.
Автобус VIP слипер бас оказался неказистым двухэтажным автобусом не первой свежести.Рядом на стоянке стоял новенький красавец с мониторами на каждом месте, а нам вот это досталось. На входе в автобус заставили снять обувь и положить в общую корзину у дверей. Вещи на лежанках положить некуда совсем, никакие, даже самые маленькие.
На лежаночку я не влазил полностью, не рассчитано даже на мои скромные 1,77м. И китайка храпела как пьяный сапожник рядом всю ночь, дорога далеко не идеальная…в общем, та еще ночка в автобусе была, но покемарить немного всё же удалось.
14.10.
Даже раньше расписания, в 5-30 прибыли в столицу Лаоса славный город Вьентьян. На выходе из автобуса, на асфальте лежала куча нашей обуви, вываленная из вышеозначенной корзины. В носках вылезли на дорогу, порылись, нашли, одели, пошли.
Про столицу все пишут, что смотреть здесь нечего кроме Будда парка. И правда нечего. Поехали в парк.
У автовокзала садимся в автобус 29, который за 3000кип довезет до центральной автостанции. Выйдя из автобуса, проходим дальше по улице как и ехали еще 100 метров и сворачиваем направо, где за углом остановка автобуса #14, который идет Будда парк, цена билета 6000 кип, в пути около 50 минут.
Билет в парк стоил 5000 с человека, работает с 8 до 17. Страшное круглое здание в 4 этажа, по всему можно полазить пройдя в открытый рот. Можно подняться и на крышу, лазы очень маленькие, Винни Пухам В.. не пролезть в общем.
Скульптуры в плачевном состоянии, сломано почти всё, может так и задумано. В целом парк неплохой, маленький только и задержки в этом городе, по-моему не стоит. А больше развлечений мы тут не нашли и надо было двигаться дальше. А дальше был по плану Луанпробанг.
Как ни странно, но автобусы в него ходят уже с другого автовокзала. Называется он Северный, но находится скорее на западе на Sithong road, а вот автовокзал, на который мы приехали находится четко на севере, но называется Южный. Этот парадокс для меня так и остался загадкой.
Едем обратно на Централ Стейшн, остановка прямо напротив будда парка, о чем гласит табличка. От центра Автовокзала идут автобусы на Северный вокзал, местным надо говорить Ван Вьенг или Луанпробанг и они посадят на автобус. Билет стоит 10000 кип, ехать тоже минут 50.
Прибыв на автовокзал в 11-40, спросили, сколько идет автобус до Луанпробанга. Ответ «часов 10» нам не понравился вообще. При любом раскладе мы будем там ночью. Билеты стоят 110000 кип. На слипперы, то есть где можно почти лечь, 130-150000.
Решили ехать на минивене до ВанВьенга и там переночевать, так как вторую ночь в автобусе мы не переживем, а на улице тем более.
До Ван Вьенга минивены идут каждые 30 минут, цена билета 50000. Дорога занимает 3 часа с остановкой у закусочной. В 11-50 мы выехали и в 15-00 были уже в этом нашем неплановом городе полном туристов. Дорога живописная, по горам и серпантинам, слабому вестибулярному аппарату может потребоваться помощь. Мне помогли конфетки «ментос».
Отель сняли прямо напротив автовокзала, не заморачиваясь долгими поисками хостела, коих там полно. То есть весь город собственно из них и состоит.
Отель Malany обошелся в 150000 кип за ночь. Большой и пустой отель, на завтраке мы были тоже одни. Нормальный, среднестатистический лаосский отель с несвежими простынями и скудным завтраком из яичницы и булки с маслом. Для нас, после ночи в автобусе, главное был душ, а он был.
Смыв с себя по паре килограмм мы пошли в город. Ну как город, две улицы из отельчиков, ресторанов и турагенств, предлагающих одинаковый набор услуг. Катание на зиплайне ( на веревках, подвешенных к тросу между деревьями), каякинг, рафтинг, джиппинг, тюбинг и прочее Г.
Нам такой отдых не нравится, поэтому ВанВьенга и не было у нас в планах. Но пейзажи вокруг классные конечно! Горы.
Купили билеты на утро в Луанпробанг тоже на минивен за 80000кип с каждого. Время в пути обещалось 4 часа, расстояние 185км.
15.10
Дорога из ВанВьенга в Луанпробанг еще более живописная, по обоим сторонам красивые горные массивы, деревеньки, банановые пальмы, поля пшеницы занимают всё отвоеванное у леса пространство. По серпантину, кое-где еще недостроенному, поднимаемся высоко в горы. Примерно на полпути санитарная остановка, туалет платный 2000 кип, сбор денег с пассажиров идет бойко.
Всего за 25км до финиша, наш водила о чем-то поговорил, остановившись, с водилой впереди идущего минивена и они дружно свернули с дороги в деревеньке и привезли нас к какой-то едальне, где мы торчали целый час и это в 15 минутах до конечной точки! Видимо откаты получают с этой едальни. В результате дорога заняла 5 часов и наши планы, посетить сегодня пещеры, итак висевшие на волоске, рухнули окончательно.
Автовокзал на окраине, до отеля 2,4 км пошли было пешком, но нас догнал тукер на электромотике и показывая на табличку на боку своей самоходной тележки, повторял 10000 кип. На табличке было написано 10000 и Taxi. Ладно, сели. Ехать он не знал куда, я показывал ему руками повороты, через несколько минут приехали, подаю десятку, а он начинает утверждать, что 10 это только за одного. Но в этот раз не прокатило у него, но лучше уточнять общую стоимость перед поездкой, наглые они, а в туристических городах особенно.
Отель Pangkham Lodge. Расположен отель удобно, на главной улице, но в самом начале её, в километре от центра. На входе заставляют обувь снимать и оставлять у ресепшена. Удобно, полы мыть не надо. Маленькая комнатка с кроватью, занимающей почти всё пространство, душ с горячей водой есть. Опять ужасный запах нафталина, нашли его в деревянных шкафах, выбросили.
На сегодня нам оставался только осмотр города и подъем на холм в центре. Рядом с отелем присмотрели прокат мотобайков, на дверях прибиты различные номера от машин, интересно, как сюда российский то номер попал.
На Меконге оживленное движение паромов и соревнования на их традиционных длинных и узких лодках, формы они такой, чтобы легче было бороться с течением, а на реке оно не слабое, несмотря на внушительную ширину.
Суббота. Храмы украшали фонариками и гирляндами. Продавцы потихоньку раскладывали товар на центральной улице, близился ночной рынок.
Подъем на холм начали в центре главной улицы Sisavangvong Road. Ступеньки тяжеловаты, на полпути берут плату в 20000 кип с человека. Почему бы нет, раз туристы ходят — надо брать деньги. Сверху открывается хороший вид на весь город и окрестности. Спускаться можно по другому пути и не забыть влезть в маленькую пещерку по пути. След Будды выглядит странновато для человеческого.
На вершине остатки от русской пушки почти в рабочем состоянии ) Достопримечательность, обозначенная как пещера, на самом деле имеет метра 3 в глубину, но всё равно пещера.Спустились у храма Wat Pha Khe, отсюда, при желании, можно и подняться бесплатно, вход напротив офиса компании Bangkok Airways.
Прошли пару раз по ночному рынку. Ассортимент довольно однообразный, сувениров аутентичных мы так и не нашли. От главной улицы идет проулок в сторону набережной, в котором расположились едальни. Предлагают различные шашлыки и типа шведского стола. Платите 15000кип за тарелку и набираете то, что вам нравится из выставленных тазиков. Надо попробовать будет.
16.10.
Мотобайк взяли в прокате MOTOLAO рядом с нашим отелем, напротив храма Wat Mahathat. На этот раз нам досталась Хонда с автоматической коробкой по цене 100т.кип в день. Мотик более удобный и мощнее полуавтомата. Автоматика в нем понапихана не только в коробку. Пока не уберешь подножку, он не заведется, а если поставить на подножку — сам заглохнет. Заводится при нажатом тормозе. Крутой мотик в общем.
Заправились на 20000кип по дороге к водопаду Tat Kuang Si, что на юге от города вдоль по Меконгу. Расстояние около 30км, дорога хорошая, доехали за 45минут.
Парковка у водопада 2000кип и вход на территорию по 20000 с человека. На парковку можно не тратиться, но арендодатель мотобайка советовал нам ставить на платные парковки, где дают квитанции, чтобы не платить за байк, если его украдут.
На территории водопада есть небольшой центр помощи гималайским медведям. Там выхаживают попавших в беду мишек. Есть инвалиды без передней лапы, например. Но здесь им видимо хорошо живется- шерсть блестит и лоснится, упитанные. Территория построена с фантазией, различные игрушки для них устроены, ручей с местом для купания, гамаки и лежаки разных мастей.. чтоб я так жил. Мишек много.Даже такие есть:
Ну и сам водопад впечатляет. У него четыре уровня. Приходите вначале к самому нижнему. В трех нижних можно купаться. Вода приятного бирюзового цвета из-за известняковых скал, по которым он течет. Высота самого высокого каскада 54 метра. Так как водопад питается дождевыми водами, после сезона дождей, в октябре-ноябре, он наиболее полноводный. Многие деревья стоят прямо в воде в это время. Зрелище очень красивое. Пожалуй, пока в нашем рейтинге это самый красивый водопад из многих нами виденных.
По тропинке поднимаемся к подножию самого большого каскада, опасаясь по дороге уже виденных ранее паучков с человеческую ладонь.
Тут есть мост, с которого можно любоваться каскадом, а также перейти на другую сторону и подняться на вершину. Есть два пути, слева и справа от водопада. Можно подняться по одному, а спуститься по-другому. Но у нас так не получилось. По левому спуску, ближнему к тропинке, по которой вы сюда поднимаетесь, дорожка какое-то время идет по ступенькам, находящимся в это полноводное время в воде и по ним хлещет водопад. Глубина небольшая, сантиметров 5-10, но ступеньки очень скользкие.
Перешли мы по мосту и поднялись по тропинке на самый верх. Подъем не легок, так как никаких ступеней там нет, так, в глине вырублено немного. Если дождь, то вообще туда лучше не соваться.
На вершине через водопад ведут живописные мостики из бамбука. Можно по дереву подойти к самому краю водопада.
Далее нужно было или возвращаться, либо пройти к какой-то достопримечательности, отмеченной в Мапсе. Вышли на тропинку. Надпись гласила, что там пещера находится. Расстояние 2,5км. Не мало, а пещера может как мы уже видели, 2 метра глубиной и смотреть не на что. Но, всё же пошли. Дорожка немного запутана, но указатели на поворотах есть. Пришли через полчаса, в 11-00.
Ни одной живой души кругом. Надпись у пещеры убеждает купить билеты в неё еще, но мы заплатили же за вход в парк, да и нет никого, некому платить. Пошли к пещере. У входа сидит Будда. Вход закрывается большой решеткой на замке, но сейчас она была открыта. Над входом большая змея, хорошо хоть не настоящая, но еще большую зловещесть месту эта деталь придавала.
Фонарик у нас с собой был, слабенький правда. Пещера темная, как и положено пещерам. Пришлось включить фонарик и на сотовом. Пол глиняный и скользкий. Страшно…
Пещера оказалось настоящей. Большой, длинной, со сталактитами и сталагмитами. То тут, то там луч фонаря выхватывал фигурки Будд, сидящих на камнях в самых неожиданных местах. Какие-то огромные насекомые прилетели на луч фонаря и кружили рядом в темноте. И никого.. бррр…
Прошли мы метров 200 по ней, но тут нервы супруги сдали окончательно, и она потянула меня к выходу. Пещера красивая и, пожалуй, стоит пройти 5 км из-за неё. Но только надо фонарики помощнее и группу поддержки посмелее.
Рядом с пещерой есть место для пикника и купания с двумя тарзанками. Когда мы уходили, минитрактор подвез на эту поляну группу молодежи и местный мужик на мотике привез какие-то чипсы и воду для продажи. В общем, местечко оживало, видимо мы просто рано пришли.
Обратно пытались пройти по другому пути, но на скользкие ступеньки сунуться не решились, пришлось подниматься обратно и спускаться по уже известной ужасной тропинке. Всё прошло благополучно.
Внизу уже было полно народу, который купил туры сюда на 2 часа за сумму от 50 до 200 кип. Мы их пожалели в душе и пошли к своему мотику, чтобы ехать на другой конец нашего сегодняшнего трипа, в южную точку, пещеры Pak Ou.
Расстояние до пещер от города всё те же 30км. Можно взять тур на лодке за 34$ или за 200000кип, может можно и дешевле немного найти, мы не задавались этим вопросом, так как сразу решили, что не хотим ни от кого зависеть, съездим сами и смотреть будем, что хотим, где хотим и сколько хотим.
Пещеры находятся на другом берегу реки, и нам предстояло доехать до деревеньки Muang Pak Ou, а оттуда найти переправу к пещерам, которые находятся ровно напротив.
С учетом возврата в город, проезда по нему и 30км от него, расстояние получилось около 70км. Да мы еще проехали незаметный и ничем не обозначенный поворот к деревне и пришлось ехать в неё по плохой дороге несколько лишних километров. Приехали уже почти в 3 часа дня.
В деревне, как и ожидалось, все живут этими пещерами. Сразу у входа стоянка для мотобайков за 3000кип, квитанцию выдают. Тут же покупаете билет на лодку в оба конца за 13000 кип с человека. Идете к берегу и проезжаете 100 метров на другой берег ко входу в нижнюю пещеру.
У входа в пещеры с вас берут еще по 20000кип с человека. Итого, если вы приехали сами, посещение обойдется на двоих в 69000кип или 530рублей. Они этим живут.
Мы сразу стали подниматься в верхнюю пещеру. 220 ступенек даются не очень легко, крутоваты. Пещера небольшая, пара десятков метров. Бутылку, припрятанную Лесей из Орла и Решки снова не нашли. Фонарик в пещере нужен, темно. У входа девочка в аренду их дает правда, не спрашивали по чем.
Будд много, говорят, что более 4000. По легенде этих пещер, их сюда свозят жители, так как нельзя просто выбросить скульптуру и тут как бы их последнее пристанище. Но среди старых фигурок много и совсем новых, даже прямо в упаковке некоторые стоят.
Нижняя пещера еще меньше верхней, там даже зайти в неё нельзя, только с краю постоять и посмотреть. В общем то всё посещение можно уложить в полчаса. Стоит ли оно того? Ну за 600 рублей на двоих потянет, место вокруг красивое, сама скала классная.
На обратном пути обогнали слона, который с купания шел. В округе несколько слоновьих питомников, один из пунктов, куда туристов и возят для общения с этими огромными машинами какашек, которые нам пришлось объезжать на дороге.
Туры в пещеру Пак Оу всегда совмещают со слонопитомниками или деревней самогонщиков, видимо, дабы не разочаровать туристов незначительностью этой отдельно взятой достопримечательности.
Обратно уже ехали по правильной дороге, до асфальта получилось около семи километров, но дорога терпимая, если сухо. Поворот, который мы пропустили, сфотографировали, может кому пригодится.
Приехав в отель, снова шарахнулись от запаха нафталина. Где-то мы еще не нашли закладку. Обнаружилась кучка разноцветных таблеток на крыше шкафа. Выбросили на балкон. Наконец-то в номере не воняет.
17.10.
А зря выбросили нафталинчик то. Утром на стенке шкафчика в душевой обнаружили огромного таракана. Видимо от этих усатых гостей они эти вонючие таблетки везде раскладывают.
Но это уже был наш последний день в Луанпробанге и вообще в Лаосе. Самолет в Бангкок вылетал в 16-45. Оставив рюкзаки у стойки ресепшена отеля, мы выдвинулись на подробный осмотр храмов и города.
Осматривать, как оказалось нечего было особо. Город мы прошли на несколько раз. Вход в сами храмы все оказались платными, по 20000кип с человека. Оба бамбуковые моста снесло предыдущим паводком и даже на части набережной зияла огромная трещина на асфальте. Самое лучшее, что я обнаружил – это кафе-мороженное U.like Ice Cream, находящееся рядом с монументом президенту Souphanouvong. Мороженное они делают сами, большое разнообразие и прекрасный вкус, уж я то профессионал в этом деле. И цены, на удивление для этого города, довольно низкие, всего 10000кип за 4 шарика.
Прошлись по рынкам для местных, посмотрели на ассортимент и «работающих» лежа на раскладушках продавцов.Зашли в мотосалон, где продают мотобайки Хонда. В переводе на рубли, полуавтомат стоит 85т.р., автомат – 134т.р.. В магазине торгоборудования обнаружили фляжки с надписью СССР.До аэропорта примерно 6км, тукеры ломят 50-60 т.кип за двоих. Мы, конечно, доехали за 40т.кип, но и это многовато, 310р. У нас в городе такое расстояние рублей 120 стоит.
У аэропорта есть несколько едален, поели, 15000 за порцию фрайд риса. Желающим купить симку несколько планов, тоже менее выгодных, чем в окружающих Лаос странах.
Итоги.
Лаос нам не понравился. Бывает и такое. Смотреть здесь, кроме природы нечего. За храмами и Буддами лучше в соседнюю Мьянму съездить. Природа здесь потрясающа, да. Не высокие и очень живописные горы, много водопадов и могучий Меконг с очень сильным, для такой широкой реки течением. Везде собирают макеты своих традиционных лодок и можно бы купить в качестве сувенира такую лодочку, но не увидели их нигде, предприимчивости им не хватает явно.
Всё здесь рассчитано на выжимание денег из туристов. Достопримечательности и туры на них порой высосаны из пальца, на пустом месте. А денег ломят за всё, на каждом шагу и не стесняясь в цифрах. Даже при простом взгляде на дорогу любого туристического города, а особенно Луанпробанга, становится всё понятно. Любимая машина здесь – это конечно пикап Тойота Хилукс белого цвета. В нашей стране цена на него начинается от 2млн.руб. Движение правостороннее, как и в соседней Мьянме, но если там 99% машин с правым рулем, дешевые подержанные японки, то здесь нормальный левый руль и машины все новьё. Прадо, Крузеры и Ниссаны заполняют дороги Лаоса, кто победнее – ездят на мотобайках, но байки есть даже у школьников, все школьные стоянки ими забиты.
Так что жируют господа лаосцы. Я рад за них, конечно, но сервис и качество, по-моему, здесь совершенно не соответствуют ценам. Еда, засиженная мухами, подходы и подъезды к немногочисленным природным, смею заметить, то есть никакой заслуги жителей в них нет, ничего не строили на свои последние, достопримечательностям почти никак не оборудованы, безопасности никакой, а денег хотят много и везде.
Но разок в Лаос съездить можно, тепло же и природа красивая, а остальное можно пережить.
Отправить ответ