Иордания

Иордания. Январь 2014г.

из-7100-январь-2014-285

В столицу Иордании, славный город Амман, мы прибыли самолетом из Эмиратов.

11 января 2014 года в 20:20.  Поменяли деньги. 1 JOD  — иорданский динар стоил примерно 47 рублей, как Евро в общем.

На таможне без всяких проволочек и вопросов нам поставили штампик визы за 20 динар штука = 950р. Сомнений в наших туристических намерениях, видимо, ни у кого не возникает.

Немного пройдя по коридорам аэропорта, следуя по указателям, выходим к остановке автобусов. Тут нас атакует несколько местных, пытаясь выяснить, куда мы едем. Едем мы в город. Нас буквально подтаскивают к окну по продаже билетов, чего – то говорят на своём, мы отдаем 6,50динар (320р) за двоих, нас просят подождать.

Надо сразу сказать, что автобусы в Иордании отправляются не по расписанию (хотя оно есть) а по мере наполнения. Итак, сидим, ждем. Таракашки бегают. Ожидание затянулось почти на полтора часа.

Автобусы там ходят двух компаний, различаются цветом самого автобуса и униформой зазывал в эти автобусы. Мы похоже прокололись со своим цветом. Пока мы сидели, автобусы конкурирующей фирмы отходили один за одним. Насколько я помню, красные чаще ходят, желтые реже.

В автобусе мы попытались выяснить, как нам добраться до своего отеля от автовокзала. Сказали, что только такси и сказали, что больше 2х динар не давать.

Таксистов на автовокзале стояло куча, просили 5 динар. Мы твердым голосом отказались, конечно, от столь наглой обдираловки (хотя ночью, в чужом городе за 250р…, но принцип же) и таким же твердым шагом направились к выходу со стоянки. За нами погнался естественно один из таксистов и после недолгого торга мы за 2 динара ехали в свой отель.

Amman Pasha Hotel (1772р/ночь) имеет 2 звезды и удачное расположение рядом с главной и, пожалуй, единственной достопримечательностью столицы Иордании – амфитеатром. Цитадель тоже недалеко, но на горе, на такси 10 минут.

Отель неплохой, довольно чисто, завтраки сытные и разнообразные. Интернет только в кафешке и у ресепшена. У входа стоит странного вида манекен в сильно поношенной грязной одежде и рваных ботинках.. да же не стоит, а такое впечатление, что висит… зрелище то еще, особенно ночью. Но внутри всё прилично, даже лифт есть. Есть небольшой минус если ваши окна высоко и из них открывается прекрасный вид на древний амфитеатр, то в этом случае в эти же окна направлены громкоговорители мечети, стоящей рядом с отелем и в шестом часу утра вас разбудят призывом к молитве.

От отеля идет пару оживленных торговых улочек, где можно поесть и купить что-нибудь аутентичное, типа платков «арафаток». Торговаться надо конечно и качество смотреть, продают в основном китайские подделки.

Про столицу Иордании сказать особо нечего, амфитеатр, цитадель и королевский автомобильный музей. Больше ничего интересного я не заметил.

12.01.2014.

На следующий день мы так же на такси за 3 динара доехали до Цидадели.

Вход на территорию 2 динара. Внутри немного развалин, небольшой музейчик и красивые виды на город. На цитадель хватило одного часа погулять.

Далее доехали на такси до большого торгового центра, снова погуляли, перекусили.

Купить особо нечего, хотя, если задаться целью – выбрать можно. Магазины выглядят примерно как наши лет 10 назад. Продавцы в основном мужчины. И, что неприятно удивило, прямо в магазинах все курят. Заходишь в приличный с виду магазин одежды, а там тебя встречает нагловатого вида юноша с сигаретой во рту и чашкой кофе в руке…

Погуляли по улицам и в отель.

13.01.2014.

На такси (4динара) приехали на северовосточную окраину города, где находится автомобильный музей и мечеть короля Хуссейна.

Приехали рановато, парк большой, погуляли, в 10 всё открылось. В мечеть жену не пустили, я прошелся. Всё как обычно, строго, лаконично, ковры и мрамор. После мечети в Абу Даби проигрывает в сравнении конечно.

DSC04552 DSC04548

Королевский автомобильный музей (вход 3динара), пожалуй, самое интересное в Аммане. Экспонатов много, от самых первых средств передвижения (еще из дерева) до современных гоночных болидов. Много мотоциклов, есть даже наш «Урал» с коляской и «Ява».

DSC04536DSC04541DSC04538

Всё снабжено информацией, таблички и даже видео кое-где крутят с историей машины, как она использовалась, кто и когда на ней ездил. Интересный музей, безусловно заслуживает посещения.

Далее мы пешком дошли до мегамолла, расположенного неподалеку, обед на двоих обошелся в 10 динар, мороженое 30рублей.

DSC04566 DSC04564

Напротив современного торгового центра , на пустыре живут бездомные, там у них целый палаточный городок. Тут же моются, сушат бельишко, в кучах мусора играют дети.

Вот такое соседство недалекого темного прошлого со светлым настоящим.

На этом наше пребывание в столице заканчивалось, осталась последняя ночь в Аммане.

На улице неподалеку от отеля выторговали две «арафатки» по 5 динар за штуку, можно было дешевле купить и качественней, но об этом дальше.

14.01.2014.

Сегодня у нас автобус в деревню Вади Муса, рядом с которой находится знаменитая ПЕТРА, ради которой мы и прибыли в эту страну.

На такси за 2,50 динара едем на южный автовокзал куда прибываем в 8.20 и, как уже говорилось ранее, садимся в автобус и ждем его наполнения. Автобусов там много, но ошибиться невозможно. Во-первых, вас, как белых обезьян, встретят и проведут к нужному автобусу, так как все туда едут, ну или почти все. Во-вторых, на автобусах написано направление, нам нужно WadiMusa или Petra. Цена билета 7 динар (330р.)

Итак, сев в автобус (маленький Хюндай, типа маршрутки) мы ждем заполнения всех посадочных мест. Что мы пришли поздно мы так же поздно и поняли. Надо было часов в 7 приезжать, было бы больше шансов уехать сразу. Сидели мы почти 3 часа!!! На каждый вопрос «когда же мы поедем?» нас заверяли, что еще минут 10 и едем. Сели в автобус в 8.20, отправились в 11.05. Вот такой «WelcometoJordan!» как любят они там говорить все.

Дорога заняла еще 3 часа. Учтите, что стоянок на туалет не предусмотрено. С ожиданием отправления и временем в пути итого 6 часов без еды, воды и туалета. Почти всё время движения водитель оживленно говорил с кем-то по телефону! У меня сложилось такое впечатление, что большинство иорданцев как дети, которым родители недавно купили мобильник. Разговаривают по телефону все, везде и постоянно. Ну может привыкнут скоро к благам цивилизации.

Дорога особо не примечательна, несколько городков, но в основном пустыня и небольшие серпантины в горах.

PetraSellaHotel3*  обошелся нам 51 динар за две ночи или 1200р. за ночь.

Вот такой вид открывается из окна отеля.

DSC04572Отель хороший, душ, WiFi, чисто. Всё, что нужно для остановки на 1-2 ночи, а на больше там никто и не останавливается. Минус у этого отеля только в том, что находится он практически на самом въезде в Вади Мусу, на горе, а вход в Петру на другом конце городка и идти обратно далеко и тяжело, но об этом позже).

Вади Муса, конечно, работает на туристов. Поесть можно много где, сувениров тоже валом на каждом шагу. Есть неплохие частные пекарни, где не только булку хлеба можно купить, они порадуют разнообразием различной выпечки и не оставят равнодушным ничей голодный взор, даже за километр по улице слышны их призывные ароматы.

15.01.2014.

Идти к входу в Петру надо через весь город и постоянно вниз, указателей я не видел, видимо считается, что итак все найдут, но у нас были сомнения признаться, так как и в навигаторе вход не внятно прорисован, но нормально, нашли. Переходим по мосту через сухую реку, поворачиваем налево на улицу с сувенирными лавками и дорогущими отелями и через пару сотен метров видим вход.

Прочитав в Инете, что вход в Петру открывается в 6 утра мы и пришли к этому времени, как два идиота с Урала). Стояли мы в темноте и холоде до 6.20, наконец пришел сонный вадимусец и продал нам заветные билеты.

DSC04581 DSC04584

Билет 50 динар, то есть на двоих 4700 рублей. Не мало, однако, но мне показалось, что собственно вся экономика Иордании держится на этих билетах.) На экспорте фосфатов они наверняка меньше зарабатывают.

Итак, мы были первыми, как задумывалось. Было еще темно и до Эль-Хазне мы шли почти в сумерках и полном одиночестве.

DSC04592 DSC04596 Это то, что осталось от высеченной прямо в скале статуи погонщика верблюда.DSC04612Бедуины, которые живут в самой Петре и занимаются продажей сувениров, тоже еще не проснулись. Их лотки стояли кое-где наполненные продукцией и никто их не охранял, не много русских видимо ходит там.. или так рано не встают)

Рассвет мы встретили у Сокровищницы в гордом одиночестве, дальше уже стали потихоньку подтягиваться торговцы и пару туристов даже нас догнали.

Вот она Эль-Хазне!

Рассказывать о Петре нет смысла. Передать ощущения, которые испытываешь  в этом месте невозможно. Мы прошли и пролазили там почти всё.

Постепенно стали подтягиваться на работу и «таксисты».

Если идти постоянно прямо, слева остаются развалины колоннад, сложенных из огромных каменных шайб, поворачиваем чуть правее и лезем в гору к монастырю.

DSC04678 DSC04673 DSC04672 DSC04669

Многие пишут, что тяжело и не все одолевают подъем… Ну не знаю, мы не альпинисты и нам далеко не по 20 лет, но подъем нам не показался тяжелым, там везде вырублены ступени, даже древние старушки поднимаются.DSC04692 DSC04684

Кое где встречаются вот такие мостики над пропастью.

из-7100-январь-2014-355Китайцы многие поднимаются на осликах, услуги которых предлагают в большом ассортименте местные, цены торгуются в районе 5 динар за подъем. Жалко осликов, как только они лезут с жирными туристами на спине в эти горы. Ну пусть не всегда жирными, но всё равно жалко.

DSC04634 DSC04746 DSC04744 DSC04694

По пути много лавочек с сувенирами, цены, кстати, не такие уж и высокие. Тот же аутентичный платок мы купили здесь за те же 5 динар, но только гораздо лучшего качества и не made in china, а Jordan. Покупать у бедуинов можно и нужно. Не видно, что они жируются тут особо. Живут тут же в палатках, из разных мешков слепленных, еду готовят на костерках из собранных где-то в горах корешков. Там наверняка какая-нибудь местная мафия обдирает их, я думаю.

DSC04734 DSC04743 DSC04653

Поднявшись на гору, видим еще одно произведение древних камнетесов и несколько обзорных площадок, оборудованных местными. Креативные рекламы зазывают на всё новые высоты, утверждая, что только у них самый лучший вид.

Мы облазили их все, на одной из площадок пообедали. Виды оттуда супер!

DSC04730Хозяев палатки дома не было,

DSC04728но была их общительная кошка, которая видимо очень хотела есть, но кроме фиников мы ей ничего не могли предложить, к сожалению, а от них она отказалась, не вегетарианка оказалась.

DSC04717 DSC04727 Она ходила вокруг нас, что-то по своему рассказывала о своей нелегкой жизни среди этих камней и балансировала по самому краю пропасти, хотя итак уже хромала.

DSC04721Потом, когда мы уходили, она еще долго провожала нас с жалобными возгласами. Будете в Петре — возьмите кошечкам колбаски, они будут просто счастливы, но учтите, что их там много.

Спустившись с горы, мы пошли левее, мимо развалин церкви. Навигатор показывал, что там мы сможем выйти на главную дорогу, Сик, возле Сокровищницы.

Пройдя мимо нескольких  «жилых районов», мы начали потихоньку подниматься в гору.

DSC04625 DSC04631 DSC04643DSC04648Так вот, не верьте навигатору!

По пути попадались небольшие лотки с сувенирами, продавцы которых как-то странно смотрели нам вслед, а последний лоточник даже задал немного напрягший меня вопрос «вы куда?».. «Туда!» уверенно сказал я, доверяя своим новеньким, недавно скачанным картам. Наивняк…

Дорога , надо сказать, была живописна. В красных скалах выдолблены большие ступени, тропа облагорожена и это порождало надежду, что мы выйдем куда надо.

DSC04756 DSC04753 DSC04737 DSC04755 DSC04757

После довольно долгого подъема, когда уже у супруги сил совсем не осталось и она еле передвигала ноги по тропинке, которая уже давно перестала быть облагороженной, а кое-где мы просто сползали по голым скалам и осыпающемуся щебню, мы вышли…

DSC04765нет, выползли на пятачок на краю скалы, откуда увидели Сокровищницу. Внизу, у подножия копошились туристы, а рядом с нами, на уступчике метр на два, на самом краю скалы стояла самодельная полуоткрытая палатка с сидевшими в ней у костра тремя бедуинами.

DSC04766Молодые люди и одна девушка, все откровенно бомжеватого вида, что-то жарили в фольге на костре.

Поздоровавшись, я спросил на английском у старшего по виду «Где отсюда путь вниз?»

Ответ прозвучал так: «-Only fly!» (Только слететь) Если его беззубая улыбка еще теплила во мне надежду, что это шутка, то дальнейшие расспросы его коллег по пикнику рассеяли все сомнения. Нам придется тащиться по горам эти 3 километра обратно!  Супруга заметно погрустнела.

Но что делать… Отвергнув приглашение странной троицы остаться с ними («-Stay with us for a party») на вечеринку, мы пошли всё таки убедиться, что пути вниз нигде рядом нет. Жена, никогда ранее не выдававшая своей тяги к альпинизму, была готова спуститься без всякой страховки по таким ущельям, на которые в нормальном состоянии только на фотографии бы посмотрела… вот как не хотелось обратно идти. И понятно, вот она дорога, пару сотен метров вниз, а обратно ползти часа два.  Но мы пошли и дошли, русские ведь не сдаются!

DSC04772Когда уже шли по ущелью Сик, навстречу попадались туристы, которые доходят до Сокровищницы, фоткаются там и бегом обратно на автобус. Это было понятно из их разговоров. Русских туристов много. Многие приезжают автобусными турами из Израиля.

Некоторые, у которых времени или желания чуть больше, проходят дальше, до Большого Храма. Обратно, а то и туда некоторые едут на повозках (цена5-10 динар). Но всё это, конечно не то, мне их искренне жаль. В Петре надо походить и всё потрогать своими руками хотя бы день, а лучше несколько. Очень интересное и заряжающее место.

Мы прошли в этот день больше 26 километров, явно половину из них в горку. Гуляли 10 с половиной часов. А еще наш отель находился на самом верху Вади Мусы и, признаться, даже мне эти пару километров дались с трудом. По пути зашли в частную пекарню, накупили всяких вкусностей. Вопреки ожиданиям, цены оказались вполне демократичными.

Устали мы в этот день как никогда раньше. Но оно того стоило. Надо было остаться еще на день, но у нас всё было спланировано заранее и забронированы отели. Утром мы уезжали из Петры.

Автобус идет от магазинчика чуть выше рынка в центре Вади Мусы. Как всегда, точного времени отправления никто сказать не мог. Сказали что в 5.30 утра один единственный автобус. Автобус не один, сочиняют аборигены, может таксисты их подговаривают так говорить. Мы подошли к 5.30 утра.  Ехать надо было в Адобу – самый южный город Иордании, расположенный на красном море в 127км от Петры.

Автобус уже стоял, мы уселись, но через некоторое время нас попросили пересесть в другой автобус, подъехавший сзади, что мы и сделали. После еще получасового ожидания, в 6.00 мы наконец отправились. Билеты покупаются прямо в автобусе у водителя перед поездкой. Иногда они, водители, естественно пытаются поднадуть туристов на энную сумму, взять больше за проезд. Поэтому советую узнать у местных, сколько стоит билет до такого-то города или посмотреть, сколько платят остальные. Цена билета на автобус Вади Муса (Петра) – Адоба -5динар с человека.

В 7.45 утра мы были уже в курортном городке Адоба. Позавтракали в кафешке у моря фалафелем, хумусом и кофе, это обошлось нам это 2 динара на двоих, что, по-моему, даром для прибрежного города. Не сезон конечно, 16 января 2014. Температура была около +25, пришлось снимать куртки и запихивать в рюкзак.

В Адобе мы задерживаться не рассчитывали. Купили немного сувениров, бутылочку с пейзажами из песка за 2 динара(как они это делают можно увидеть повсеместно, технология не сложная, но требует сноровки, наблюдать за процессом интересно).

Далее наш путь лежал на границу Иордания-Израиль. Как и везде, здесь заправляет местная таксистская мафия. До границы можно доехать только на такси. Говорят, что утвержденная такса 11динар и ниже они не имеют права давать цену. Ну не знаю, мы доехали за 8. Ехать пять минут, пограничный переход находится на северной окраине Адобы.

Переход границы из Иорданской Адобы в Израильский Эйлат осуществляется пешком. На стороне Иордании подходишь к окошку, платишь 10динар с человека за то, что покидаешь эту гостеприимную страну, подаешь в другое окно паспорт с квитанцией об оплате, тебе ставят штампик. Выходишь в пограничный коридор и 200 метров идешь между двумя стенами забора из сетки и колючей проволоки к границе другой страны, с чувством шпиона, идущего на последнее задание и верную смерть…лично у меня были такие ощущения, тем более, что Израиль- страна, где постоянная война и не очень то любят туристов.

Но это уже совсем другая история…

На этом наше путешествие по Иордании было закончено.

Что не понравилось.

Страна с низким уровнем жизни, обслуживания, культуры, грязными улицами, но в тоже время с высокими ценами на все, от жилья до еды и одежды.

Давно не видел, чтобы в магазине или автобусе курили, там увидел.

Расписания движения транспорта или нет вовсе или оно не соблюдается даже близко.

Что понравилось.

Петра и еще раз Петра. Иорданию стоит посетить только ради этого чуда света.

Еда довольно разнообразная и вкусная, нам, вегетарианцам иногда тяжело приходится с поисками пропитания (во Вьетнаме, например), а здесь можно жить.

Люди довольно приветливые, негативного отношения замечено не было, таксисты не в счет.

Итог.

Если вы собрались в Иорданию, на мой взгляд, лучше это сделать именно зимой, когда не так много туристов и не жарко.  Потому что главное в Иордании – это Петра, а там надо ходить много, если будет жарко – будет тяжело и разоритесь на воде) Мы ходили в +20 и было уже жарко.

Перед поездкой конечно надо почитать о Петре, в Интернете очень много информации, иначе будете ходить не понимая, а что это за канальчики в стенах вырублены, как эти высоченные храмы вытесывались в скалах если на расстоянии 500км ни одного дерева для постройки лесов нет. Люди старались, собирали воду в радиусе 25км с помощью этих каналов, работали на высоте на уступчиках, держась за воздух. Всё это впечатляет.

Также не помешает посмотреть фильмы, которые снимались в этих краях.

«Лоуренс Аравийский» 1962г., собравший 7 «Оскаров»

«Индиана Джонс и последний крестовый поход» 1989г.

В «Трансформеры: месть падших» тоже засветились пейзажи Петры.

О самой стране. Страна мусульманская, довольно безопасная, по моим внутренним ощущениям, мы по ночам не ходим, злачные места не посещаем. На английском говорят очень не многие, даже в такси, будьте готовы ткнуть место на карте или заготовить название места на арабском, написанное на бумажке добрым служителем отеля.

Лично мне показалось, что уровень развития страны (инфраструктура, сервис, люди, магазины, общее впечатление) не соответствует ценам. И сами жители как-то не очень вписываются в эту почти современную страну, в которой они «неожиданно» оказались. Бедная страна с высокими ценами. Но это может только мне показалось.

Пятница и суббота выходные, деньги нужно поменять заранее, можно и в аэропорту, курс нормальный.

Машину на прокат взять просто и не дорого, но не советую. Движение хаотичное, улицы тесные, ставить машину совершенно негде, 99% машин на дороге старые и помятые, разводы в прокатных конторах очень распространены.

Ночевка в пустыне Вади Рам тоже не стоит своих денег. Холодно, грязно, спать в палатке, смотреть нечего, пустыня, она и в Африке пустыня. Но это всё на любителя конечно.

Есть святые места, где можно принять крещение и пройтись по Библейским землям.

Целебные воды и грязи мертвого моря тоже можно принять со стороны Иордании, а не Израиля.

Так что… «Welcome to Jordan!»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.